www.actors.spb.ru

Очевидное – невероятное

«Перемещение наших героев в альтернативную реальность — вполне правдоподобно»

Известный болгарский режиссер Явор Гырдев ставит в театре «Приют комедианта» спектакль «Канкун» по пьесе испанского драматурга Жорди Гальсерана – о коллизии на одном мексиканском курорте. Time Out поговорил с исполнительницей главной роли Анной Вартаньян.

Гырдев прежде всего известен у нас любителям кино – благодаря фильму «Дзифт», ироническому неонуару, действие которого разворачивалось в коммунистической Болгарии. «Дзифт» объездил несколько десятков фестивалей и получил множество призов, однако не все поклонники его фильма в курсе, что по основной профессии Гырдев – режиссер театральный. В спектакле «Канкун» героиня Вартаньян, проснувшись на мексиканском курорте, обнаружит, что ее не узнают ни муж, ни дети.

– Про сюжетный ход пьесы на сайте театра написано: «То ли жестокий розыгрыш, то ли помрачение ума от яркого солнца, то ли нечто посерьезней: шутка в духе Альберта Эйнштейна, сдвиг времени и пространства, перенесший героев в альтернативную реальность». А как вы лично для себя отвечаете на вопрос: вашу героиню разыгрывают или фантастическое перемещение в другую реальность действительно произошло? Или режиссер строит спектакль так, что я, сидя в зале, так и не должна понять, что случилось на самом деле?

– Поскольку искривление пространства – уже давно доказанный научный факт, а существование времени таким, каким мы его привыкли воспринимать – линейным, ставится наукой под сомнение, вполне можно предположить правдоподобие событий пьесы и перемещение наших героев в альтернативную реальность. А уж что зритель должен или не должен понять и почувствовать, сидя в зале и разматывая сплетенный автором клубок, покажет спектакль. Не будем отгадывать загадку заранее.

– Насколько вам близка тема возможности «переиграть судьбу», вернуться в прошлое и изменить ход собственной жизни?

– Что касается прошлого, то, по моему мнению, в него все-таки вернуться невозможно и постоянно перемалывать его, строить модели «если бы да кабы» – пустая трата времени. А вот изменить реальность, исходя из собственного опыта, вполне нам, людям, по силам. В театре быть правдивым и настоящим «здесь и сейчас» очень сложно, и в этом смысле театр похож на нашу с вами обыкновенную текучую жизнь. Быть честным и порядочным перед собой и перед окружающими в каждое мгновениеземного существования – вот архисложная задача для любого.

– Какой способ игры предлагает вам режиссер Явор Гырдев? Вы играете «серьезно», в традициях психологического театра? Или подаете фабулу как несуразность, нелепость, смешную, в чем-то дурацкую «западню» для вашей героини?

– О том, что придумал Гырдев, говорить не буду, потому что это секрет. Психологический детектив, конечно же, присутствует в сюжете, зачем же портить удовольствие зрителю? Но мне кажется, что современный театр предполагает одновременное владение актером разными способами игры и они вполне могут уживаться в пространстве одного спектакля.

– С вами репетируют Елена Калинина, Александр Ронис, Аркадий Шароградский. Что скажете о партнерах?

– Они замечательные. И Явору действительно удается каким-то волшебным способом соединять нас в одной реальности под названием «сотворчество». Я получаю огромное удовольствие от всего происходящего на репетициях. И не перестаю удивляться. А это для меня очень важно. Спектакль пульсирует уже сейчас, как живая материя.

Вера Матвеева,
«Time Out Петербург», 8-21 мая 2012