www.actors.spb.ru

Такие вот Денискины рассказы

Артист – ускользающая профессия. Не уходящая, слава богу. Ускользающая. Когда-то критерии отбора были жесточайшими и наш театральный вуз славился огромными конкурсами – до ста человек на место. Жёсткие критерии пали, и количество заведений, выдающих дипломы артиста, уже скоро сравняется с количеством абитуриентов, претендующих на место под золотым софитом. Оказалось, что стать артистом – это не больно, не сложно, не обременительно. Чтобы засветиться на экране или блеснуть на подмостках, достаточно одного – медийности. Роли исполняют: отставные балерины, фотомодели, телеведущие, певцы, спортсмены и депутаты Государственной Думы. Развлекуха для уставших от прелестей жизни и желающих потешить собственное тщеславие. Девиз единственный – «Мелькать!».

Они и мелькают, ублажая все более бесхитростную и все менее требовательную аудиторию.

Вот в такое весёлое время и в такой стране победившего постмодернизма угораздило стать артистом Дениса Пьянова. Вариант, казалось бы, безнадежный: ни модельной стати, ни волоокого взгляда, сокрушающего женские сердца, ни наглости, ни напора, без которого не пробиться в ряды победителей жизни. Но вот как-то он существует. Не скандально. Не шумно. На свой необычный манер. И существует заметно.

Я обратил на него внимание, когда он был еще студентом, – на вечере шведской драматургии, в отрывке из никому неизвестной пьесы, поставленной Русланом Кудашовым. Он играл бомжа, который выволок на сцену огромную корзину хлама – осколков всей предыдущей жизни. Не спеша перебирал их и вспоминал. Сосредоточенно, погружено, трогательно и грустно…

С тех пор в творческой манере Дениса ничего не изменилось – его герои без актерского кокетства, без желания понравиться публике, без эффектных жестов заставляли прислушиваться к себе, сопереживать. Его неглавные персонажи становятся значительней ролей центральных и многословных.

Затем была «Очень простая история», пьеса Марии Ладо в постановке Галины Бызгу на Малой сцене ТЮЗа. Гале удалось собрать великолепный ансамбль актеров из разных театров, в котором каждый был заметен, ярок и невероятно хорош. Ребята играли домашних животных на скотном дворе – но сколько в каждом было человеческого! Позже, когда я сам столкнулся с Денисом в работе, – понял, насколько ему важна компания. Правильная. Компания друзей. Чтобы все шары в лузу и ни одного камешка за пазухой. А там, где компания не складывалась, он без скандалов и выяснения отношений незаметно избавлял от своего участия.

Денис жадно ищет своих. Поэтому его сотрудничество с режиссером Русланом Кудашовым и Большим театром кукол не случайно. И совсем не только потому, что (вот недоразумение) формально, по диплому, он актер-кукольник. Есть в этом сотрудничестве что-то большее. В их интерпретации гоголевского «Вия», где Денис играет Хому Брута, – невероятное смешение чуть ли не всех театральных жанров, сочетание эпического с почти фольклорной интонацией бесхитростной сказки. И сейчас, через восемь лет после премьеры, помнится трогательное, почти звенящее отчаяние Хомы. Денискины (уж позволю себе так его называть, в работе и в жизни) герои, кого бы он ни играл, всегда вызывают любовь и сочувствие.

Репетируя в Театре на Литейном спектакль «Квартирник» по песням Алексея Хвостенко, я долго не мог найти артиста на роль алкоголика Вовы. Роль состояла из нескольких реплик и сольного номера – песни «Плач, жалоба Солженицину». Песня большая, мне представлялось, что петь ее надо под стук спичечного коробка – и постараться каждый куплет прожить по-разному: споря, умоляя, проклиная, глумясь. Многие актеры, которым я это предлагал, отказались – кому-то было мало материала, чтобы блеснуть талантом, кому-то не нравился сам материал. В отчаянии я решил обратиться к Дениске, с которым до этого ни разу не работал. Он пришёл на репетицию тревожный: «Я вроде особенно не пою, но постараюсь попробовать». Объяснив, чего хотелось бы, я оставил его на полчаса с партнёрами и занялся другими сценами. А когда он наконец «попробовал» – я был счастлив, что предыдущие претенденты на роль отказались. Его плач-жалоба теперь – украшение спектакля. (За эту роль Денис был номинирован на «Золотой софит» – гордиться тут особенно нечем, но тем не менее. Кстати, софитов у него и так немерено.)

В продолжении «Квартирника» – «Тени города» у Дениски была нелёгкая задача: стать камертоном этого спектакля – поэтической композиции о Петербурге. С самого начала он задаёт его энергетический градус песней «Улица Ленина» Фёдора Чистякова, потом становится Мармеладовым из «Преступления и наказания» в компании героев Белого, Довлатова, Шинкарёва. И исполняет отчаянный монолог Дмитрия Горчева об исчезающем на глазах городе.

В этих, да и во всех других работах Денис Пьянов каким-то фантастическим образом умудряется присваивать текст автора. Достоевский, Горчев, Федя Чистяков звучат у него так, будто это его собственные слова. Это очень редкая способность, редкий дар – не просто отождествляться с проблемами героев, а глубоко, даже трагично переживать мысли автора. Ведь герои не сами по себе – через них с нами говорят их великие создатели.

И вот какому обстоятельству я искренне рад – Денис наконец обрёл свой дом, свою театральную семью, которой для него стал Театр имени Комиссаржевской. Последняя его премьера на Малой сцене Комиссаржевки – «Ночь Гельвера» по пьесе Ингмара Вилквиста – тому подтверждение. Накануне премьеры я был на прогоне спектакля, где Дениска вместе с Оксаной Базилевич напомнили подзабытое: настоящий актёр – это каждый раз встреча с чудом. Настоящий актёр отличается от сериальной звезды, как донор от вампира.

В его Гельвере, больном несчастном юноше, задержавшемся в развитии, столкнулись несочетаемые свойства человеческой природы – детская наивная вера, разросшаяся до жестокого фанатизма, невероятная нежность, доходящая до патологической незащищённости. Страдания Гельвера – в том, что мир распадается в его сознании и невозможно собрать его в стройную картину. Это существо с оголёнными нервами не дает ни малейшей возможности остаться равнодушным, оно бьет наотмашь, заставляя зрителя и ужасаться, и сострадать.

По окончании спектакля в зале наступила тишина. Я обернулся. У публики на глазах слезы. Даже у Саши Баргмана – режиссёра-постановщика. Вот ради таких секунд и существует профессия, к которой призван и которой посвятил свою жизнь мой друг Дениска. Актёр Денис Пьянов.

Р. Смирнов,
Время культуры, 2013, №1