www.actors.spb.ru

Лаура Пицхелаури: "Если ты хочешь что-то изменить – меняй"

В Театре им. Ленсовета – премьера «Трех сестер» в постановке Юрия Бутусова. Лаура Пицхелаури, исполняющая роль Ирины, рассказала Time Out о своей новой работе.

Поэзия и драма ежедневного течения жизни, надежды и мечты, иллюзии, амбиции, любови и нелюбви, обиды и прощения, невысказанные чувства и сказанные горькие слова – из этого складывается атмосфера нового спектакля. Актриса Театра имени Ленсовета Лаура Пицхелаури играет в «Трех сестрах» Ирину, а ее леди Макбет из спектакля «Мабет. Кино» (как и режиссерская работа Юрия Бутусова) номинирована на национальную театральную премию «Золотая маска».

Путь от злодейки леди Макбет до чеховской Ирины оказался сложным?

Моя леди – не злодейка. Она одинокая.

Ирина тоже одинокая? Строго говоря, в так называемых классических трактовках пьесы «Три сестры» младшенькая Ирина – нежное создание с мечтой о счастье.

Наша Ирина умная. У младших в семье есть два пути – либо инфантилизм, когда тебя все любят-жалеют, и ты, как птенчик в гнезде, только рот открываешь. И второй – наблюдать и учиться. Моя Ирина вдумчивая, она рано начала видеть, анализировать, принимать и понимать боль и беды старших сестер. У нее есть порывы утопические – вырваться на простор, в какой-то полет… Но при этом она готова пойти по пути сестер, совершить те же ошибки: выйти за нелюбимого, стать учительницей, то есть множить рутину…

Ирина часто повторяет, как мантру: «Мне 24 года, а я еще не любила». Это страшно для женщины – не любить?

Да. Это как не жить. Пустота. Ирина для меня – как гриновская Ассоль. Она ждет Его, она готова. И я, когда играю последнюю сцену с Гришей Чабаном – Тузенбахом, уже его начинаю любить. У Чехова есть рассказ «В рождественскую ночь» о женщине, которая на берегу моря ждала мужа в страшный ледяной шторм и мечтала, чтобы он не вернулся. Он возвращается, видит ее отчаянное разочарование – и уплывает в шторм обратно. «Воротись!» – кричит она, и последняя фраза рассказа: «В ночь под Рождество она полюбила своего мужа…» Но он уже не вернется.

Когда теряем – понимаем, что имели?

Мечта может мешать жить, вот в чем дело. Можно придумать такие выси, что потерять ориентир, перестать чувствовать мир вокруг.

Режиссер спектакля Юрий Бутусов в интервью телевидению перед премьерой сказал: «Никакой Москвы нет. Это же понятно – ее просто нет». А нужно ли вообще стремиться в какую-то мифическую Москву, где ждет гипотетическое счастье?

Эта Москва в пьесе – как свет в конце тоннеля. Каждому человеку нужна перспектива. Но это не означает, что жизнь должна превратиться в сплошные сетования. На Земле столько всего! Есть страны, где я не успею побывать. Есть миры, которые я не познаю. Я смотрю на серфингистов и думаю: какие романтики, спят на берегу, ловят волны. А кто-то смотрит на меня и думает: артистка, в театре работает, на сцену выходит, чудеса. Параллельные миры. Мы Новый год почему все так любим? Потому что нам кажется, что вот куранты пробьют – и все завертится, начнется что-то новое, классное. Если ты хочешь что-то изменить – меняй. Развивайся. Бери чемодан и…

Вера Николаева,
«TimeOut Петербург» № 4, 20 февраля 2014