www.actors.spb.ru

«Маленькая девочка» соблазняет робко и с опаской

Количество желающих оплакать судьбу бедняжки Маргариты Готье не убывает. Значит, режиссер угадал некую устойчивую потребность публики в жанре, который не обозначишь одним словом «мелодрама» Тут целый букет ожиданий.

Став художественным руководителем Театра Ленсовета, Пази продолжает гнуть свою линию. Репертуар упорно пополняется спектаклями, которые сам режиссер, не смущаясь, именует бульварными. Впрочем, что такое «бульвар»? Это умеренный тип театра, который потакает традиционной публике с умеренными вкусами. Этот театр развлекает, не будоража интеллект зрителя, а лишь щекоча его чувственность.

Последняя премьера труппы – «Маленькая девочка». Спектакль поставлен по пьесе Нины Берберовой, которая, наверное, была бы шокирована, узнав, что ее пьесу причислили к бульварной литературе. На самом деле эта вещь балансирует на грани салонной истории. Вроде бы ничего недозволенного в ней нет, но намеки, ассоциации, умолчания имеются. Так что от режиссера зависит, в какую сторону повернется любовный треугольник. По сюжету, в добропорядочной семье русских эмигрантов, живущих в Париже, появляется девушка «с чердака». Чем это грозит? То ли адюльтером, то ли любовью втроем, то ли лесбийской связью.

В роли возмутительницы спокойствия по имени До дебютировала ученица Владислава Пази, студентка третьего курса Академии театрального искусства Лаура Лаури. Внешность юной актрисы столь же экзотична, как ее имя. В ней Восток смешался с Европой. Именно такой тип привлекал художников начала века, и если такую модель не находили в Париже, то отправлялись искать ее на Таити. Режиссер нашел героиню в Петербурге, она из известной актерской семьи. Гены помогают уверенно держаться на сцене, чувствуя себя свободно в компании опытных актеров. Соперницу (или потенциальную возлюбленную?) главной героини Ольгу играет Лариса Луппиан. Именно ей принадлежит рискованный план испытать свое супружество на прочность. Увы, актриса изображает Ольгу излишне добропорядочной, ей не хватает куража, чтобы играть с судьбой, «постоять на краю». И чувства юмора, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны.

Впрочем, есть в спектакле и более уязвимое место – мужчина, без которого любовный треугольник теряет смысл. Персонаж Александра Чабана слаб, инертен, скучен и лишен обаяния. Стоит ли бороться за него? Не проще ли сразу отдать его юной хищнице – пусть она с ним помучается?..

Режиссер Пази, кажется, все-таки слегка лукавит, когда объявляет свой театр «бульварным». Он заманивает публику обещаниями невозможного, а исполняет только возможное. Актрисы у него одеты «как куколки». Интерьеры манят изысканностью. Но когда дело доходит до страстей человеческих, то артистами овладевает робость. Постановщик всегда помнит, что трудится для «среднего класса», который не приведи Господи оскорбить излишней откровенностью или резкостью. А может быть, иногда и стоит? Если рискуют герои, то почему бы ни порезвиться режиссеру? И дело не в том, чтобы шокировать публику эротическими сценами или «обнаженкой». Это как раз мы наблюдали в «Даме с камелиями», например, где прелестная китаянка исполняла «танец с саблями». Нет, речь идет о смелости эмоциональной, о том, чтобы герои перестали быть умеренными и аккуратными. Чтобы лирическая героиня «Маленькой девочки», в которой отразились реальные события из жизни Нины Берберовой, женщины, необычайно пылкой, увлекавшейся и увлекавшей мужчин на протяжении всей своей долгой жизни, не была холодной, как Снежная королева. Чтобы археолог не был похож на бухгалтера. Да и самой «маленькой девочке» не мешало бы помнить о том, что парижская мансарда отличается от буржуазной гостиной…

Владислав Пази нашел свою нишу в петербургской культуре. Более того, сегодня он, один из немногих, строит свой театр – в самом широком смысле. От труппы до репертуара, от фасада до закулисья. Помнит о славном прошлом Театра Ленсовета и заботится о смене. И если критики не всегда по достоинству оценивают усилия маэстро, то публика в полном восторге. Приятно ведь хоть на один вечер оказаться не в одном из скучных петербургских театров, а где-то на бульваре Сен-Мартен.

Елена Алексеева,
«Деловой Петербург», 2002, 18 января