www.actors.spb.ru

«Чеховъ. Водевиль» – произведения классика переосмысляют в XXI веке

Рижские гастроли театра имени Ленсовета прошли успешно

Спектакль Санкт–Петербургского государственного академического театра им. Ленсовета "Чеховъ. Водевиль" рижская публика смотрела с особым интересом. Ведь его поставил служивший два года худруком Рижского русского театра им. М. Чехова режиссер Андрей Прикотенко.

Признаться, информация о фабуле спектакля, поставленного по коротким пьескам Чехова "Предложение", "Юбилей" и "О вреде табака", насторожила, – "брак – как разрушающая сила человеческой судьбы". Что еще за манифест против брака, когда и так сегодня этот социальный институт трещит по швам, а ничего лучшего человечество пока не выдумало? Но постановка была настолько искрометной и талантливой, что заставила забыть о первоначальном предубеждении. Режиссеру удалось создать водевиль–трагедию, соединив, казалось бы, несоединимое. И это зажигает зал, поддерживая постоянный интерес зрителей.

Сюжет сквозной, соединяющий три разных произведения, где один и тот же главный герой – Иван Васильевич Ломов – действует на протяжении всех трех сюжетов. Но зрители не увидели ни одного "белого шва".

Весь вечер на сцене блистал заслуженный артист России Александр Новиков (Ломов). Под стать ему были Ульяна Фомичева (Наталья Степановна), Галина Субботина (Мерчуткина), Олег Андреев (Шипучин), Александра Камчатова (Татьяна Алексеевна), народный артист России Евгений Филатов (Степан Степанович Чубуков и акционер банка).

Спектакль очень динамичный – режиссер придумывает интереснейшее сценическое движение, когда потенциальная невеста Наталья то застревает, раскачиваясь, в кадушке, то с пришедшим делать предложение Ломовым оказывается в огромной сорокаведерной бочке. Обалдевших от вращения и соприкосновения вылезших на свет Божий молодых благословляет отец–помещик.

Новиков блестяще ведет роль жениха–недотепы, которому и стены мешают, который боится самого себя и у которого дергаются лицо, руки и ноги. Веришь ему бесспорно. А спор о Воловьих лужках с невестой поставлен с таким вкусом! Когда столкновение будущих супругов в схватке за "территорию свободы" перерастает в нешуточную потасовку, это почти хореография.

Грубоватая Наталья Степановна (отличная актерская работа!) частенько потом поколачивала мужа – и в немой сцене с мужем и множеством детских кроваток (почти пантомима, находка режиссера), и в последней, когда герой, 33 года проживший в браке и воспитавший семерых детей, вдруг спохватывается, что "жизнь прожита зря".

Здесь встает вопрос о ценности человеческой жизни, целях и смыслах, и, наверное, нужно учиться любить жизнь такой, какая она у тебя есть… Не самая бессмысленная и у главного героя.

Интересно организовано пространство и в "Юбилее" – да и такого Шипучина видеть еще не доводилось. Молодой актер Олег Андреев создает неоднозначный образ – с одной стороны, это вор, прощелыга и пьяница, а с другой – ничто человеческое ему не чуждо. Его общение с бухгалтером Иваном Васильевичем, его размышления и рефлексии "насчет жизни", раздраженное воркование с приехавшей от матери женой и разговор–скандал–поединок с просительницей Мерчуткиной – маленькие шедевры.

Казалось бы, углубившийся в свою работу, сидящий за бухгалтерским отчетом Ломов – тоже полноценный участник этих "разборок", сводящий их к гармоничному целому. Как актеру Новикову это удается?..

В спектакле много хорошей музыки, скорее, фольклорно–русской, соответствующей духу, атмосфере сцены, дополняющей и даже раскрывающей сюжет (музыкальное оформление – Николай Якимов и заслуженный артист России Евгений Стецюк).

Очень симпатична подробная бытовая среда XIX века, причем разная в разных обстоятельствах. Все эти старые буфеты и висящие косы лука, тыквы в помещичьих хозяйствах, покрытые зеленым сукном роскошные письменные столы и стулья с резным спинками под старинными люстрами, ковровые дорожки в банках.

Но в чем я бы не согласилась с Андреем Прикотенко, так это с трактовкой женских образов. Они все у него грубоватые, поверхностные, недалекие, скандалистки и неизменно все – похотливые существа, даже пожилая Мерчуткина. Отчего так?

– Трагедия в том, что однажды уходит любовь, – говорит о спектакле Александр Новиков, впервые серьезно сыгравший Чехова после студенческих сценок. – Что бы мы ни говорили, заменить ее взаимным уважением, долгом, привязанностью, дружбой и тому подобное – не получается.

И здесь опять я не согласна с трактовкой. Он говорит о любви, а ведь любви–то у главного героя и не было! Не по любви вступал он в брак! Были какие угодно соображения, вспомним, как он говорит: "Вот мне 35 лет, пора бы уже завести в жизни какой–то порядок и регулярность. Если не решусь сейчас, не решусь уже никогда" – и так далее, но не любовь.

И потом, если женщина не имела никакой возможности самовыражения, ее заедал быт. Неудивительно, что она становилась злобной мегерой. Попробуйте нашу современницу насильно оставить дома со множеством деток! Тут уж кто угодно озвереет. Хотя тоже есть разные женские характеры и наклонности, но сегодня у нас, женщин, по крайней мере, есть выбор. А это сильно меняет отношение к жизни. Беспросветность и рутина дурно влияют на характер. А брак не отменяет успешной карьеры и творчества.

Я даже грешным делом подумала, а не поссорился ли Андрей Прикотенко, которого неплохо знала в Риге, с женой? Вот и решил "в сердцах"… Ведь тоже двое маленьких детей, с которыми непросто…

– Знаете, после того как я прочел книгу английского профессора Дональда Рейфилда "Жизнь Антона Чехова", мне многое в судьбе писателя стало понятно, – поделился Александр Новиков. – Несоединение писателя с любимой женщиной Ликой Мизиновой было загадкой. Они ведь были настолько гармоничной парой, что, казалось, созданы друг для друга.
Мне лично после прочтения книги стало понятно, что Чехов, вероятно, боялся дожить до умирания любви…

И опять есть повод поспорить. Во–первых, чужая душа потемки, и наверняка ничего сказать нельзя, а во–вторых, возможно, что больной туберкулезом Чехов щадил любимую от страданий в будущем (ведь он так быстро ушел!) и от рождения больных детей… Кто знает…

Наталья Лебедева,
«Вести Сегодня+», № 27, 14.06.2010