www.actors.spb.ru

Тайны Комнаты Шекспира

Начались съёмки 16-го сезона сериала «Тайны следствия». Стоит напомнить, что в этом году проект получил высшую телевизионную премию «Тэфи».
Все 15 лет в сериале играет актёр Александр Новиков.

Хорошая компания

– Александр, вы – один из ведущих актёров Театра имени Ленсовета, заняты едва ли не в каждой премьере, а телезрители вот уже столько лет видят вас в роли оперуполномоченного Фёдора Курочкина. Что вас держит в сериале?

– «Тайны следствия» – это уже огромный сюжет моей жизни. Интересно, что когда вся история запускалась, планы были всего на две-четыре серии, однако судьба распорядилась иначе.
В сериале собрались люди, которых люблю и уважаю: Анна Ковальчук, Вячеслав Захаров, Игорь Николаев, Андрей Шарков, Дмитрий Поднозов, Светлана Щедрина и прочие любимейшие мои артисты. То, что исходит от партнёра к тебе и от тебя к партнёру – это и есть фильм или спектакль. А не слова, которые персонажи говорят друг другу.
С периодичностью в несколько лет меняются режиссёры, но последние сезоны снимает Ольга Кандидатова, выпускница нашей Театральной академии. Примерно раз в два сезона приходят новые сценаристы. В сериале зрителей ждёт неожиданный сюжетный поворот, о котором зрители узнают в свое время.

– На ваш взгляд, в чём многолетний успех «Тайн следствия»?

– Мне кажется, у сериала есть своё лицо. Хотя очевидно, что все 15 лет невозможно держаться на одном уровне, были менее удачные фильмы. По моему мнению, успех сериала – в его петербургском оттенке. В тех фильмах, где есть город, его колорит и аромат вытаскивают историю за рамки сюжета.
И ещё – важны хорошо прописанные и сыгранные роли «плохих». Это закон жанра. Для меня самые удачные серии, в которых преступницу играла замечательная актриса Марина Игнатова, или «злодеем» был Сергей Мигицко. Когда получаю новый сценарий, самое интересное – есть ли яркий отрицательный персонаж, и кто его будет играть.

– А как меняется ваш капитан Курочкин?

– По законам сериала персонаж не может меняться, его характер остаётся прежним. Но 15 лет – огромный срок, и нам всем приходится взрослеть вместе с героями. Хорошо, если сценаристы это учитывают и помогают артистам.

– Но вот я наблюдаю: то вы чуть полнеете, то худеете.

– Ну, вот видите: думаете, это не работа над ролью? (Улыбается.)

График – плотный

– Как вам удаётся совмещать очень большую занятость в театре со съёмками?

– Сериал будем снимать как обычно – два месяца. Так что с середины сентября до середины ноября – график работы плотный. Да ещё за это время у Ани Ковальчук и у меня будут две зарубежные фестивальные поездки с театром со спектаклем «Город. Женитьба. Гоголь». Студия «Панорама» трепетно относится к нашей занятости в театре, за что ей огромное спасибо. А театр старается идти нам с Аней навстречу.

– Существует мнение, что телевизионные сериалы сейчас делают даже лучше, чем кино. К тому же у них есть неоспоримое преимущество – зрители их видят. Уж не заменят ли сериалы большое кино?

– В России занимаются сериалами не так уж давно, лет двадцать пять. Это не срок для постижения всех секретов жанра. Но законы сериала и кино – разнятся, это просто разные технологии. Хотя и там, и там всё зависит от того, кто делает "вещь", от конкретных личностей, от их одарённости.
Есть сериальные шедевры, но тут мне, прежде всего, приходят в голову европейские.

– Вы не раскрыли тайну нового сюжетного поворота в сериале, но, надеюсь, не секрет, что нового ждать в театре?

– В декабре мы должны выпустить премьеру спектакля «Комната Шекспира» по пьесе «Сон в летнюю ночь». Над спектаклем работает всерьёз пробующий себя в режиссуре Роман Кочержевский под пристальным вниманием Юрия Бутусова. Есть ощущение, что в этой пьесе спрятано нечто, что, как будто сговорившись, в ней упорно не замечают. И, как следствие, спектакли по ней часто напоминают бодрый детский утренник. Я никогда не видел, чтобы «Сон в летнюю ночь» был «про меня». Вот эту-то связь с современным человеком мы и попробуем обнаружить.

Елена ПЕТРОВА,
«Аргументы и факты - СПб», 2016, № 36, 7 сентября