www.actors.spb.ru

Спектакль по группе крови

12 и 13 ноября в cтолице состоится событие, которое не случилось бы без поддержки властей Санкт-Петербурга и Риги, – город увидит знаменитую постановку театра им. Ленсовета «Фредерик, или Бульвар преступлений». Ожидается десант в 40 человек.
Пьеса современного французского драматурга Эрика-Эммануэля Шмитта об уникальном актере парижского бульварного театра Фредерике Леметре переносит зрителей во Францию начала XIX века…
Безумие, в котором жила страна, в то время наиболее ярко отражалось именно в театральных пьесах. Народ ломился в театры на бульваре Тампль – Бульваре преступлений, так что в первую очередь это пьеса о его величестве Театре, обладающем несомненной притягательностью.
Как выразился один из критиков, «в этом спектакле актеры отчасти играют историю своей актерской души». Сейчас Анна Ковальчук и Александр Новиков делятся своей актерской кухней и личными историями, не будучи в гриме. Партнеров по пьесе, кстати, объединяет многое: и сцена, и съемочная площадка («Тайны следствия»), и даже звание заслуженных артистов России им присвоили одновременно.

Александр Новиков: «Хороший артист не похож на артиста»

Заслуженного артиста России Александра Новикова, в пьесе исполняющего роль драматурга Му де Звона, в прессе часто называют лучшим комиком Театра имени Ленсовета. Но именно к комедийным спектаклям артист готовится особо:

– До выхода на сцену думаю о том, чтобы был прием в зале, потому что комедийная роль тем и отличается, что если зритель не будет смеяться, нет никаких оснований считать, что я ее хорошо играю. И перед «Фредериком» приходится себя заряжать на смеховую реакцию.

– Говорят, артисты в этом спектакле оригинальный текст адаптировали под себя. Вы тоже привносили что-то свое? Почему?

– Да, потому что, мне кажется, репетируя эту пьесу, каждый понимал, что играем про себя. Здесь история этого бульварного парижского театра созвучна с мироощущением театра, в котором этот спектакль поставлен. Оба ориентированы и обречены на успех у простого зрителя. В частности, такое совпадение дало отличный результат, а ведь спектакль мы играем уже восемь лет.

– А лет через 10 можно представить этот спектакль с другими исполнителями?

– Дело в том, что Пази (ушедший из жизни режиссер Владислав Пази, поставивший спектакль. – Авт.) доверил главные роли однокурсникам – это Сергей Мигицко, Лариса Луппиан, Олег Леваков, Анна Алексахина. И это абсолютно их группа крови! Их присутствие достаточно ключевое. Это их сговор, их тандем. 
Если и возможно их заменить, то только на такие же слаженные ансамбли. Вообще этот спектакль Пази ставил, имея в виду в главной роли Сергея Мигицко, придумал ее под него. Понятно, что лучше Мигицко эту роль никто не сыграет.

– В век современных технологий, когда люди практически живут в интернете, искусство театральное не потеряло свою актуальность?

– Это совершенно два разных поля. Вещи разные, как вода и масло.

– А как вы относитесь к тому, что сейчас видеоверсии спектаклей выкладывают в интернете, компьютер заменяет театр?

– Как бы далеко ни шагнули технологии, из окошка монитора театр не выхватить. Конечно, представление от спектакля может быть получено, но это не имеет ничего общего с живым исполнением. Театр – это непосредственный обмен энергетическими зарядами между залом и актерами.

– Хотя театр для вас из всех искусств ближе всего, как вы сами выражаетесь, список фамилий режиссеров, у которых вам доводилось сниматься в кино, вас самого очень радует. Также вы не брезгуете сериалами. Ваш герой из «Тайн следствия» Федя Курочкин вызывает большую симпатию и даже не ассоциируется с работником правоохранительных органов. Роль так была задумана – или это ваша трактовка?

– Я думаю, ни то ни другое. Никакого секрета нет: я сам не очень напоминаю сотрудника правоохранительных органов. (Улыбается.) Но тут я скажу словами моего учителя Игоря Петровича Владимирова, что хороший врач не должен быть похож на врача, а хороший артист не похож на артиста. По этой аналогии и хороший милиционер не похож на настоящего милиционера. Получается, что и Курочкин не похож на милиционера. Но раз людям нравится, значит, все хорошо.

Сабира МУТАЛЛИМОВА,
«Час», Рига, 2009, 26 октября