www.actors.spb.ru

Памяти Георгия Траугота

Александр Новиков:

Жарким летом 1992 года в купе пассажирского поезда Санкт-Петербург—Мурманск мы с ныне заслуженной артисткой России Еленой Руфановой, не зная чем себя занять, по моему предложению вымазали лицо спящего на верхней полке артиста Георгия Траугота зубной пастой «Лесная» и уселись внизу пить чай. Через час зубная паста засохла и на лице спящего Маэстро образовалась зеленая корка. Вероятно почувствовав дискомфорт, Георгий проснулся, осознал произошедшее и, не спускаясь, размеренно процедил сквозь зубы: «Мольера тоже травили».

Много лет спустя, в финале спектакля «Дама-призрак» по пьесе Кальдерона, которую мы исполняли в переводе Бальмонта, играя главную роль – романтичного Дона Мануэля, Георгий, стоя на авансцене, вытаскивая шпагу, должен был произнести фразу, оговориться в которой невозможно: «О Боже! Мукам нет конца!» Ловко вытащив шпагу, Георгий произнес: «О Боже! Мухам нет конца!», страшно перепугался, но, спасая безвыходное положение, сразу добавил: «Но нету мухам и начала!»

В спектакле театра «Приют Комедианта» «Бешеные деньги» мы с Юрой играли Телятева и Глумова и однажды в прологе зацепились крючками на рукавах своих костюмов друг за друга. Судорожные попытки освободиться ни к чему не привели. Неотвратимо приближался момент, когда мы должны были разойтись по разным углам сцены, но сделать это не было никакой возможности. И тогда Георгий, сокрушив четвертую стену, обратился в зал со следующей речью: «Почтеннейшая публика! На ваших глазах мы с коллегой зацепились рукавами. Самостоятельно деликатно решить эту проблему, как видите, нам не удается, а грубо рвануть рукава – означает испортить дорогие костюмы, принадлежащие театру „Приют Комедианта“. Позвольте в порядке исключения моему юному коллеге вплоть до нашего ухода со сцены ходить за мной на том расстоянии, на каком позволяет это сделать произошедшая накладка». Спустя много лет я уверен, что это был самый гениальный выход из положения.

Юра был смешной человек!

Он был красивый, талантливый и слабый!

Он был прекрасен!

«Петербургский театральный журнал», № 4 [62] 2010