www.actors.spb.ru

Любовь и молнии

На Большой сцене Театра имени Ленсовета выходит премьерный спектакль – первый с момента, как главным режиссером стал Юрий Бутусов. Молодая постановщица Мария Романова работает над пьесой Эдена фон Хорвата «Казимир и Каролина».

Драматург фон Хорват для Центральной Европы, особенно немецкоязычной, важная фигура. Он уловил дух эпохи, смутную тревогу, ощущение грядущей мировой катастрофы – прихода фашизма и Второй мировой войны. Как подобает экспрессионисту, укрупнял обыденность, словно всматриваясь в нее с лупой, разворачивал казусы криминальной хроники типа случайной гибели пассажиров фуникулера до мрачных апокалиптических знамений (пьеса «Горная узкоколейка»). Даже смерть фон Хорвата кажется цитатой из пьесы – всю жизнь он боялся грозы и был убит упавшим деревом, подкошенным ударом молнии. Это случилось в эмиграции, в Париже, в 1938-м. В Третьем Рейхе к тому времени гроза бушевала уже давно, и книги фон Хорвата вовсю горели на кострах.

У нас о Хорвате и его пьесах до последнего времени помнили разве что специалисты. Ситуацию изменил Чеховский фестиваль, привезший в Россию «Казимира и Каролину» парижского Theatre de la Ville. Спектакль был плохонький, зато общественность открыла для себя новое репертуарное название. Пьеса, написанная в 1932-м, не теряет актуальности. Действие разворачивается посреди пьяного веселья, на мюнхенском пивном фестивале: шофер Казимир теряет работу, а заодно и невесту Каролину, которой так не хочется прозябать в бедности, на обочине праздника жизни, что она готова продать свою любовь кому-то из обеспеченных господ.

Пара одиноких маленьких человечков, зловещее балаганное празднество, в которое они втянуты и которое чревато трагической развязкой, – в Театре имени Ленсовета уже был похожий спектакль, правда, по другой пьесе другого автора. Назывался он «Войцек», там играли молодые Хабенский и Пореченков, а в качестве постановщика дебютировал Юрий Бутусов, сегодня – новоиспеченный главный режиссер. Так что при желании можно увидеть в сегодняшней премьере намек на начало нового, «бутусовского», периода в жизни этого театра.

Казимира сыграет Олег Федоров, Каролину – уже работавшая с режиссером Романовой Марианна Мокшина-Бычковская, по такому случаю вступившая в «ленсоветовскую» труппу, спектакль украсят участием народные артистки Анна Алексахина и Елена Маркина, но самым «медийным» лицом постановки, пожалуй, суждено стать замечательному актеру Александру Новикову, играющему нового ухажера Каролины портного Шюрцингера. Благодаря популярному телесериалу «Тайны следствия» Новикова знают даже те, кто никогда не был в театре. Time Out расспросил артиста о репетициях спектакля.

– Насколько вам интересно играть в остросоциальной пьесе?

– Думаю, что эта пьеса социальна ровно настолько, насколько мы хотим это в ней увидеть. Эта пьеса – об абсурде мира, о нелогичности жизни, об умирании любви и о рождении на этом пепелище новой. О нежности, которой расплачиваются за предательство, и жестоком оскале, проступающем сквозь нежную улыбку. Эта пьеса – о бесконечном перетекании жизни от восторгов к кошмарам, о звездах, которые герои видят в лужах, и о лужах, в которых эти звезды отражаются. Но главное – эта пьеса о любви.

– А как работается с режиссером Романовой?

– Машу Романову очень люблю за нежность, за лиризм, за многое еще, что роднит ее с ее учителем Григорием Козловым. Но главное – за чистый глаз, способный в каждое мгновение отличать живое от неживого. И за колоссальное умение слышать.

Андрей Пронин,
«Time Out Петербург», 2011, № 24 (236), 22 ноября–5 декабря