www.actors.spb.ru

АНТРАКТ

Люблю ли я детского зрителя…

Был в театре им. Ленсовета спектакль «День рождения Кота Леопольда». Случай, который я хочу рассказать, произошел на прогоне.

В пьесе Аркадия Хайта есть сцена, где Доктор-Пес дает Коту Леопольду «Озверин», а Леопольд приглашает его на свой день рождения. Пес соглашается, но спрашивает, можно ли прийти не одному, а со своим другом Козлом. Ему разрешают. И действительно, приходит Козел, поет песни, дарит кубик Рубика…

И вот прогон. На него пришел Игорь Петрович Владимиров. Он внимательно отсмотрел спектакль, а потом и спрашивает меня, как исполнителя центральной роли, и режиссера спектакля Олега Левакова: «Подождите! Вам не кажется странным, что собака так настаивает, чтобы на праздник кота пришел козел? Что бы это значило? Что за этим стоит?» Ни у меня, ни у Олега Левакова не было ни одной внятной версии. Тогда Владимиров сказал фразу, которую я навсегда запомнил: «Ни хрена вы в этой пьесе не поняли! Зря замахнулись!» Мастер есть мастер!

Долгие годы в нашем театре шел легендарный спектакль «Трубадур и его друзья».

В 1986 году Игорь Владимиров набрал наш курс. 1 сентября мы впервые пришли в театр им. Ленсовета. Идем взволнованные по театру. А навстречу – актер Анатолий Юрьевич Пузырев. Полный такой мужчина. Он подходит и обращается ко мне: «Толстый! Иди сюда!» Заводит меня в свою гримерку и говорит: «Слушай, толстяк! Я тебя умоляю – учись хорошо. Владимиров – строгий педагог. Постарайся, чтобы тебя не отчислили. Если не ты – мне никого вместо себя на Собаку не ввести. Я играю Собаку в «Трубадуре» уже десять лет. Больше не могу. А ввестись некому. Комплекции подходящей нет. Я тебя очень прошу – учись хорошо».

С этого момента каждые десять дней Пузырев брал меня за руку и вел в кабинет Игоря Петровича. «Посмотрите, какой у Вас гениальный студент! Введите его на Собаку. А я не могу больше играть – меня тошнит». А Владимиров: «Нет, Толя, играй. Студент еще сырой». И так через десять дней на протяжении четырех лет!!! «Трубадур» шел каждые субботу и воскресенье по два раза в день. Бедный Пузырев!

Наконец-то в конце нашего четвертого курса Владимиров дал согласие. Пузырев мне сказал: «Вообще-то роль для идиота. Врагу не пожелаешь. Ничего делать не надо, только побольше лаять».

И вот – день премьеры. Я и мои однокурсники вводились в спектакль в один день на роль животных. Игорь Петрович собрал нас перед спектаклем и сказал: «Самое главное – звери должны быть похожи на зверей». Строго так на нас посмотрел и сел во второй ряд.

Начался спектакль. Я выхожу и начинаю отчаянно лаять. Ясное дело, очень стараюсь. Вдруг наступает секундная пауза между моим лаем, тишина на сцене… И ребенок из зала громко говорит: «Мама! А почему медведь лает?» Я увидел, как Владимиров падает от смеха со стула.

После спектакля он сказал: «Все молодцы! А ты (обращается он ко мне) будешь играть этот спектакль до снятия».

И я играл эту «идиотскую» роль еще двенадцать лет.

Александр Новиков,
«Петербургский театральный журнал», № 1 [35] 2004