www.actors.spb.ru

«Улыбнуться своему азарту»

О школе Игоря Петровича Владимирова

Мне кажется, что главное, чему учил нас Игорь Петрович, — это умение все чувствовать, почти ничего не знать и быть влюбленным.

Он говорил, что талантливый человек на сцене всегда хорошеет.

Он говорил, что было бы здорово, если бы артисты не знали автора пьесы, которую играют, потому что все знают, как надо играть Шекспира, Чехова или Гоголя. А вдруг «Короля Лира» нужно играть так, будто это Островский! А вдруг «Ревизора» нужно играть так, будто его написал Достоевский! Владимиров называл это: «потерять первый лист роли».

Он говорил, что можно взять свою роль и по очереди вычеркивать все фразы, в которые ты не влюбился с первого прочтения. Вначале это будет легко. Потом из огромной роли останется пять предложений, потом четыре, потом три, потом два, и потом, наконец, — одно-единственное, в которое ты влюблен. Вот оно-то и есть суть роли, вот про это и нужно играть всю роль… Игорь Петрович учил не спешить избавляться от того, что мешает на сцене:

А вдруг это хорошо, что брюки коротки?

А вдруг это хорошо, если сегодня насморк?

А вдруг это хорошо, если ус отклеился?

Когда у актеров что-то не получалось на репетиции, Игорь Петрович произносил всемогущую фразу: «Ничто так не улучшает игру первого состава, как наличие второго…»

Он был всесильным и беззащитным, смешным и жутко сентиментальным. Он был похож на огромного ребенка, который никогда не повзрослеет. Он был настоящий!

Мне кажется, есть две составляющих, по которым можно всегда узнать учеников Игоря Петровича, — юмор и «легкое дыхание».


«Петербургский Театральный журнал», № 4 [26] 2001