www.actors.spb.ru

Портреты актеров труппы Голикова

Сергей ДРЕЙДЕН

Он – капля ртути. Исполнение им уже сделанной роли, неоднократно сыгранной, зависит от того, есть сегодня солнышко или нет, какой дует ветер, идет ли дождь и был ли зонт, когда он начался. Такое гениальное РЕАГИЛИЩЕ! И еще у него обаяние невероятное. То есть не только РЕАГИЛИЩЕ, но еще и ЗАРАЗИЛИЩЕ.

Когда они в Комедии работали вместе с Захаровым, это была прекрасная пара. Как хороши они были в старом спектакле «Гусиное перо» – сплошные блистательные импровизации. У Дрейдена невыстроенных ролей не бывает. Как-то я видел их работу с покойной Варварой Шебалиной – моноспектакль «Немая сцена» по «Ревизору». Это было замечательно.

«Село Степанчиково». Он Видоплясов. Л. Лемке – Фома. Дрейден тонко чувствовал лидера – Фому, аккомпанировал его поведению. В кресле сидел Фома, сзади стоял Видоплясов и отражал, словно в зеркале, все нюансы его поведения, даже длинные мизансцены. У Дрейдена тело большого мима… Лемке понимал, что не все внимание зрителей обращено на него. Начинал беситься. В результате – постоянные конфликты на спектаклях. Однажды Дрейден нарисовал себе совершенно синее лицо. Стоит на сцене покойник, причем хорошо полежавший. Увидеться перед спектаклем за кулисами с Лемке они не успели. И вот Лемке чувствует, что за его спиной что-то происходит, посмотрел – ужас. Опять скандал: Дрейден срывает ему исполнение роли. Иногда действительно до этого доходило. Слишком хорошо играл!

Наркисом в «Горячем сердце» был блистательным. И нахал, и полная скотина, и дебил, и лютый зверь и в то же время обаятелен невероятно. Когда Наркис истязал лошадь (по пьянке заехал черт те знает куда), зрители за деревьями видели только возницу – Наркиса – Дрейдена, заблудившегося в лесу, и слышали ржанье, которое делал на кларнете рабочий сцены дядя Миша. Лошадь жаловалась (кларнет), а Наркис бил ее, пьяный, на вожжах мотаясь по всей сцене. Исполнял он этот «дуэт» технически виртуозно. Когда же Наркиса сдавали в солдаты – тащили голого за заборами, – Дрейден превращал эту сцену в проводы народного героя. Великий артист! А как хорош в фильме «Окно в Париж». Мне редкостно повезло, что удалось с ним встретиться.

Любовь ОВЭС, литературная запись
«Петербургский театральный журнал», № 2 [28] 2002