www.actors.spb.ru

Свита для Великого Артиста

В «Приюте комедианта» опять премьера – спектакль «Мой уникальный путь», посмотреть который стоит уже из-за того, что одну из главных ролей в нем играет Сергей Дрейден.

Герой Дрейдена, антрепренер Тэдди, старательно выводит мелом на черной стене то ли молитвенного дома, то ли зала кинотеатра (художник Эмиль Капелюш) почти каббалистические символы – формулу Великого Артиста. По мнению этого немолодого человека в галстуке-бабочке, двадцать лет жизни потратившего на врожденного актера и непрошибаемого пьяницу Фрэнка, изображавшего по городам и весям Шотландии целителя верой, для того, чтобы стать Великим Артистом требуются всего три составляющие: талант, мозги и амбиции. Рядом на стене, словно свидетельства правоты Тэдди - портреты кумиров, у которых все три компонента сошлись воедино: Чарли Чаплин, Фред Астор, Иегуди Менухин, Лоуренс Оливье, Гарри Гудини.

Доказательство непреложных истин – самая трудная вещь на земле, и Тэдди приводит примеры, проще некуда, например, про талантливую сучку, у которой не было амбиций, или про кобелька, у которого не было мозгов… Текст нельзя назвать плавным и легким для восприятия, но Дрейден, который не существует, а всегда живет на сцене, делает понятными и эти негладкие для уха слова. Приправленные вздохами, паузами, приговорками и обаятельнейшими улыбками, они становятся даже родными – так разговаривают с друзьями, которые даже если не дослушают, поймут с полуслова. Но кроме зрителей понять Тэдди больше некому. Когда на сцене появится жена Фрэнка, сумасшедшая Глэдис (Дарина Дружина), и ее слова будут еще непонятнее, чем слова Тэдди, ритм жизни, заданный стуком каблуков в ритмике ирландского танца, покажется невыносимым, а все ее чувства неоправданными и даже ложными. Неужели талант, мозги и амбиции должны быть принадлежностью исключительно актера? И мел в руках Тэдди, повествующего о непростой истории взаимоотношений троих людей, поневоле живущих единой жизнью, приобретает значение «мела судьбы» из известного отечественного блокбастера…

А вот драматург Брайан Фрил, перу которого принадлежит история «на троих», у нас не очень-то известен. В Петербурге «Мой уникальный путь» после «Молли Суини» в МДТ – Театре Европы станет вторым спектаклем, созданным по произведениям этого автора. Простой пьесу «Исцелитель верой», по которой создан спектакль Григорием Дитятковским, не назовешь. К тому же, этот режиссер всегда и в любой пьесе осуществляет глубочайший «разбор полетов» (он же играет Фрэнка).

Так о чем же получился спектакль? О том, могут ли быть оправданы собственные похороненные амбиции, даже если они похоронены во имя некоего «отдельно стоящего» Таланта. О том, что и как удерживает людей рядом с узурпатором, даже если они запросто понимают мозгами недостатки узурпировавшего их партнера. О том, что такое талант, насколько он ровен, и что может себе позволить талантливый человек. Вот так: вроде бы все это – простые истины, да вот поставивший их под сомнение спектакль прямых ответов не дает. К моменту рассказа Тэдди об этой странной истории, в которой на троих приходилась одна единственная любовь – его любовь к Глэдис (недаром в спектакле звучит «Любимая, никогда не меняйся» в исполнении Фреда Астора) в живых уже остается только бедолага-антрепренер. Глэдис, похоронившая себя заживо в момент похорон младенца, рожденного от Фрэнка, уже умерла и физически. Убит в драке с теми, кого вылечить ему так и не удалось, Фрэнк, из-за которого и разгорелся опять в душе Тэдди весь этот сыр-бор, потушить который он пытается стаканчиками с виски.

Вопрос, который хочется задать в финале Тэдди, прост: неужели путь неартистов недостаточно уникален, чтобы они приносили себя в жертву чужим амбициям и талантам? Неужели люди не способны объективно измерять собственную ценность? Имеет ли право король брать чужие жизни, даже если ему скажут «Приди и возьми»? Вот вам и ирландская драматургия – чистой воды Чехов…

Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ
Информационное Агентство «NEWS» ianews.ru, 15 декабря 2011