www.actors.spb.ru

«Дрейден-сюита» Владимира Непевного: сумбур свободы

20 сентября 2016 года в кинотеатре «Родина» состоялась долгожданная премьера документального фильма Владимира Непевного «Дрейден-сюита». Последующие премьерные показы состоялись в Москве и еще раз в Петербурге. Где в следующий раз пройдет показ картины об актере Сергее Дрейдене можно будет узнать из фейсбука режиссера.

Сергей Дрейден, вечно кочующий из театра в театр артист, давно стал такой же легендой Лениграда-Петербурга, как и Олег Каравайчук. Сравнение неясно только на первый взгляд: Дрейден, как и Каравайчук – мастер сумасшедших импровизаций. На его счету десятки ролей во всех главных петербургских театрах, а его интеллигентное полу-сумасшествие, другим артистам по режиссерской мерке непростительное, было необходимо таким разным театральным режиссерам, как Николай Акимов и Григорий Дитятковский, Адольф Шапиро и Петр Фоменко.

Кинематограф относится к Дрейдену куда осторожнее, и крупных ролей в фильмографии Дрейдена немного. Самой запоминающейся остается роль Николая Чижова, нелепого и по-своему беззащитного учителя музыки в фильме Юрия Мамина «Окно в Париж» 1993 года. Давняя интеллигентская мечта «увидеть Париж» воплощается в фарс, и Дрейден встает во главе этого действа. В эпизодах других фильмов Дрейден часто играл характерных сумасшедших под псевдонимом «Сергей Донцов».

До своего семидесятипятилетнего юбилея Сергей Дрейден-Донцов дожил без всяких государственных наград – даже скромный заслуженный артист республики, обычно получаемый к тридцати пяти, обошел его стороной. Наверняка поэтому режиссеру фильма «Дрейден-Сюита» Владимиру Непевному, одесситу, выпускнику механико-математического факультета, специализирующемуся на абсурдистском коротком метре и документальных фильмах о кумирах советской интеллигенции (Галиче, Шкловском, Ахматовой, Муратовой) так и не удалось получить денег от государства на свою ленту. Сомнительное удовольствие – объяснять чиновникам, «кто это такой, ваш Дрейден».

Выход отыскался в Интернете, и за короткий срок деньги на фильм были найдены. Впрочем, служащих разных важных министерств тоже можно понять. Никаким аршином, кроме собственнного, дрейденовского, нашего героя не измерить. Его обособленная чудаковатость, иногда выглядящая неподдельным юродством, не нуждается в весомых подкреплениях в виде наград или дифирамбов на телеканалах. Режиссер Владимир Непевный подошел к своему герою-юбиляру довольно сумбурно: просмотр фильма сопровождался явным ощущением, что на экране рабочие материалы, неотесанные и до конца не выстроенные. Будто черновики музыкального произведения, желающие стать сюитой.

Все начинается репетицией ТЮЗовского «Вина из одуванчиков», к сожалению, не ставшего существенным событием петербургской театральной жизни два года назад. Вокруг Дрейдена – хор мальчиков, неповоротливость которых бросается в глаза. Томно смотрящий Полковник подыгрывает им, шепча при этом на камеру слова о профессии и о спектакле. Из черно-белого фильма выходит молодой Дрейден, а затем и голос мальчика Сережи, читающего «У лукоморья дуб зеленый». Сидящий на сцене актер гордо показывает на себя. В сюиту вступают рисунки маленького юбиляра, сюжет которых явно не детский: комната, из окна которой виден вечно мерцающий портрет отца народов. Ниже комнаты – двор, где увозят отца на десять лет без права переписки. Годы кончаются реабилитацией по случаю смерти любимого вождя.

Более искренним герой фильма становится во второй части, у себя на даче близ Ладожского озера. На этот фильм стоит обратить внимание, чтобы на некоторое время лишиться дистанции в виде камеры, где артист Дрейден предстает абсолютно в ином виде, лишенный окружения надменных юношей или зрительного зала.

Неспешно заходящий к соседям и пьющий с ними водку, по-домашнему закусывая аппетитными бутербродами с красной рыбой – вот он, настоящий Дрейден, которого так удачно в финале уловил Непевный. Ленинградский интеллигент, испугавшийся этого большого города, выдвигающего так много требований и счетов, здесь становится его собутыльником. В таком Дрейдене вы увидите живой собирательный образ грустных героев всех книжек Сергея Довлатова (с которым они были долгие годы дружны), что не менее увлекает, чем Дрейден-артист.

Тимофей СТЕПАНОВ
сайт The Neva Room neva-room.ru, 29 сентября 2016