www.actors.spb.ru

Актер Сергей Дрейден: «Людям нужно отделиться от тех, кто ими манипулирует»

В конце декабря в санкт-петербургском «Приюте комедианта» состоялась премьера спектакля «Мой уникальный путь», в котором одну из главных ролей сыграл Сергей Дрейден. Он уникальный артист, один из тех, кого принято называть «штучным товаром». В интервью «Новым Известиям» Сергей ДРЕЙДЕН рассказал о том, как проходили съемки фильма «Окно в Париж», сделавшего артиста знаменитым, о том, есть ли у него свои режиссеры и почему он рисует в жанре наивной живописи.

– Сергей Симонович, не ошибусь, если скажу, что фильм «Окно в Париж» сделал вас знаменитым?

– Получается так. Я хотел бы, чтобы это был «Фонтан», потому что это особая история, это поэтическое произведение. «Окно…» – с элементами поэзии, а «Фонтан» – на чистом «сливочном масле». С другой стороны, если бы не было «Фонтана», то не было бы и «Окна…». Я там научился одной вещи, которой очень боялся в прежних работах – озвучанию. Тогда была совершенно другая техника, нужно было озвучивать вместе с другими артистами. Режиссер Юрий Мамин изумительно ввел меня в «Фонтан», до этого я снимался случайно, был зрителем, обожателем кино, и остаюсь им.

– Правда, что Юрий Мамин собирается снимать «Окно в Париж-2»?

– Вроде бы да. Увы, умер Владимир Вардунас, который сочинил «Фонтан» и историю с детьми для «Окна в Париж». Знаете, на съемках «Окна…» был такой эпизод. Снимали сцену, как мы с Николь, моей французской партнершей, и детьми катаемся по Сене. Арендовать катер было дорого, и мы плавали на обычном катере вместе с туристами, а камеры поставили на мостах, и по специальному сигналу нужно было изображать радость и махать руками. И вот плывем мы мимо парижских набережных, и вдруг я начинаю рыдать, мне вдруг стало страшно. Это был 1991 год. Я подумал тогда: почему у нас в стране такая жизнь? У меня не было мыслей не возвращаться, даже не думал об этом. Но почему все эти очереди, талоны, и кругом все обложено враньем, и неизбежность жить дальше в этом дерьме?

– Сейчас нет пустых прилавков, но люди снова выходят на площади…

– У меня такое впечатление, что никуда они не должны выходить. Им нужно объединиться и отделиться от тех, кто ими манипулирует. Мне интересны люди, которые могут объединиться. В театре такое возможно: отделиться и заниматься своим делом.

– Мне кажется, что фильм Бориса Хлебникова «Сумасшедшая помощь» стоит особняком в вашей фильмографии …

– Тут есть предыстория. В середине семидесятых Михаил Левитин поставил спектакль по одесским монологам Жванецкого «Концерт для…». Оформлял спектакль Давид Боровский. Помню, даже гальку специально привезли с юга. Спектакль жил недолго, его быстро закрыли. Я играл фортепьяно. Выбегал на сцену во фраке, раскинув руки. Мой герой боролся с автомобилями в час пик. В 1970 году! Представляете? Помню, как шел по Невскому, и проговаривал текст, и воображал, что на сцене: «Я их, автомобили, туда, туда, они – туда, взлетают…» Это был пафос борьбы с некой механизированной жизнью, автомобили были воплощением механической жизни. Мой герой в «Сумасшедшей помощи» – тот же герой пьесы, только спустя сорок лет.

– Дочь вашего героя в этой картине сыграла Анна Михалкова. Интересно было с ней работать?

– Очень. Она – прелесть. Мне было интересно репетировать с Аней до съемок, эти репетиции – одна из любимых моих затей. Косвенно когда-то я был знаком и с ее отцом, пробовался в его фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино». Должен был играть роль Трилецкого, которую потом сыграл сам Михалков. Он даже играл в том костюме, в котором я делал пробы. Моя однокурсница Антонина Шуранова сыграла в этом фильме генеральшу.

– Недавно в Питере прошла выставка ваших рисунков. Для многих она стала неожиданной, мало кто знал, что вы рисуете. Как вы решились показать свои работы публике?

– Эти рисунки – моя внутренняя потребность. Я назвал бы их воспоминательные рисунки взрослого человека.

– Потому что в них много про детство?

– Наверное, да. Я закрывал глаза, и мне нетрудно было вспомнить нашу квартиру на Чайковского, она до сих пор у меня в памяти до мельчайших деталей. Я вспоминал, как маленьким смотрел иностранный фильм «Принц и нищий» в «Спартаке», октябрьские праздники. Мы ходили в цирк или в кино, и мне хотелось все это изобразить. Всегда играл в то, что видел. Эти рисунки – мое воображение.

– Вы, уже взрослый, но рисуете, как ребенок. Почему вы выбрали именно жанр наивной живописи?

– Дело в том, что я не мог все это рисовать по-другому. Я плохо рисую портреты, и до сих пор не могу нарисовать маму.

– Однако автопортрет у вас получился очень хороший.

– Это можно сделать сидя перед зеркалом перед спектаклем. Рисование для меня интересный процесс. Это некое облегчение. Рисую, как ребенок, который не знает, как правильно рисовать. Такой стиль еще называют арт-наив, но специально этим не занимался, не стилизовал, не подгонял. Когда понял, что делаю, то стал понимать, что стилизую умышленно. Мне было необходимо вспоминать свою жизнь, физиологически. Это очень важная штука.

– Как елочные игрушки из детства…

– Да. Рука помнит их, и эта наша интимная связь с прошлым, в общем, спасительна. Там все – твое. Если этого нет, то ты становишься продуктом массового употребления.

– Артисты, даже советские, всегда были немного гламурны. Им по профессии нужно показывать себя красиво…

– Смотря какой артист. Это нужно посредникам, так их называл Бродский. Это они организовывают «красиво», это и есть манипуляция. Есть актерская школа Станиславского, ее суть – показывать не себя, а направление. Вот что важно. Для меня высшей оценкой была услышанная фраза в начале моего брака с Аллой Соколовой. Серьезные люди тогда сказали про меня: «Этот парень играет автора».

– Какой театр – диктаторский или демократический – вам ближе?

– Конечно, демократический. Я вот заикнулся о Станиславском. Он же делал удивительные вещи – после прочтения пьесы готовил короткие рецензии о персонажах, находил в них интригу, для того чтобы потом предложить их актерам.

– Такие режиссеры вам встречались?

– Встречаются. Шапиро, Дитятковский, Куликов. Внутренне они к этому готовы, но, увы, они приходят в труппу со стороны. А там разные люди, разной степени разболтанности или сосредоточенности на своем деле. Важно обнаружить и выбирать близких по духу себе.

– Трудно представить, что вы можете подчиняться режиссеру. Или все-таки бывает?

– Я иду вместе с режиссером, которому верю, в котором нуждаюсь. В юности у меня были режиссеры, с которыми я подолгу и бестолково переругивался. Не находя в них режиссерского дара, подчиниться им я не мог, а драться, как и конфликтовать я не умел. Я проваливал либо в репетиционном периоде, либо потом. Были талантливые люди, с которыми были и вроде бы приятельские отношения, и я с радостью шел за ними, но вдруг наступало отчуждение. Как объяснить это, не знаю. Наверное, как с женщинами – сначала все хорошо, а потом что-то случается, и… А если я теряю психологическую связь с человеком, то не понимаю, как себя вести с ним. На радио звукорежиссер делает мне замечание: «У вас тут не тот тон», и я понимаю, что больше не могу работать, но как дисциплинированный человек довожу работу до конца. Понял бы, если бы сделали замечание по ударению, а тут про интонацию! Неужели не видно, что человек увлекся, играет. Может, режиссер и прав, но и я прав.

– Бывают режиссеры, как дрессировщики…

– Бывают. Они артиста штучно не воспринимают. Я рефлексирую по этому поводу. Поэтому работаю с теми, кого вам назвал.

– Ваш сын занимается дубляжом фильмов.

– Да, мой младший сын Коля Дрейден сотрудничает с целым рядом продюсеров, которые дублируют фильмы. Он, как режиссер, озвучивал «Аватар», и «Последнее воскресенье» – как мне кажется, очень успешно.

– Почему он не пошел по вашим стопам?

– Я спросил его: «Ты хочешь быть артистом?» Он сказал, что хочет быть режиссером кино. И стал. Мой товарищ, покойный Гриша Никулин помогал ему снимать документальные фильмы, потом взял его к себе вторым режиссером, потом Коля сам стал снимать.

– Сын не приглашает вас к сотрудничеству?

– Я не умею дублировать и не испытываю ни малейшего желания. Я не могу войти в другого человека, и дело даже не в попадании губ. Я могу показать другого человека, его манеры, заговорить его голосом, но «втемяшиться» в чужое тело – не могу.

– Ради хорошего гонорара на многое способны?

– Нет, не способен. Мой гонорар соразмерен тому, что мне надо.

– Даже если будет голливудский гонорар?

– Я вам отвечу тут же, как только получу такое предложение. А пока – не знаю.

Андрей МОРОЗОВ
«Театрал», 16 января 2012