www.actors.spb.ru

Сергей Дрейден: «Настоящих актеров мало, но всегда достаточно»

Творческое присутствие актера Сергея Дрейдена на протяжении последних сорока лет можно схематично обозначить пунктирной линией. Довольно случайный выбор профессии вдруг увенчался удачным дебютом на сцене знаменитого театра Акимова. Это было в 1964 году – а через два года последовал уход «в никуда». Многочисленные попытки уйти из театра вообще сменялись показами у знаменитых режиссеров, возвращениями, контрактами с новыми театрами. Периодические исчезновения со сцены и, что называется, из виду чередовались с яркими появлениями на киноэкране (в основном под фамилией матери – Донцов), практически в качестве «свежего лица». Именно таким было воспринято это лицо в начале 90-х в фильмах Юрия Мамина «Фонтан» и «Окно в Париж», ставших в какой-то мере символом той эпохи. Самый конец прошлого века подарил театральным гурманам Санкт-Петербурга несколько блистательных «авторских» работ Сергея Дрейдена: его моноспектакль «Ревизор», роли в спектаклях «Мрамор» (по Иосифу Бродскому) и «Отец» (по Стриндбергу) в постановке Дитятковского. Сейчас у актера только две театральные роли. Он «внезапно» снова востребован в кино (после фильмов Машкова и Сокурова он снимается в новой работе Андрея Эшпая). И все эти годы его шелестящий голос – с неповторимой мудрой и иронической интонацией – звучит в литературных передачах на радио.

Стиль жизни человека во многом характеризует его транспортное средство. У Сергея Симоновича Дрейдена – это велосипед. Именно на нем он перемещается до места службы, по Питеру вообще и даже ездит за город. Облегченная конструкция (дело рук знаменитого питерского изобретателя велосипедов) со специальным багажником для спаниеля, имя которой – Тиберия – значится на равных среди проживающих в квартире актера, о чем свидетельствует табличка на двери. Интерьер мансарды, в которой проживают Сергей Симонович с супругой, обнаруживает склонность обитателей креативно относиться к предметам и их назначению. Портьерами и скатертью здесь служат индийские шали, купленные Дрейденом специально для этой цели, старое фортепиано трансформировано в витрину-секретер, «Золотая Маска» венчает вход в туалет – отвлекает взгляд и «маскирует» тип помещения. Коридор увешан разнообразными велосипедами, а в проекте – пробить в стене коридора брешь для пристройки балкона (балкон в коридоре? Парадокс, но очень функционально…) Несколько графических работ – малая часть целой серии рисунков Дрейдена (смешанная техника: карандаш, перо, акварель – что нашлось под рукой), иллюстрирующих моменты пережитого, снабженные авторскими комментариями, обещают в далеком будущем стать книжкой. И несколько еще нераздаренных деревянных складней – но не иконы, а вырезанные театральные сцены – такой у Сергея Симоновича художественный промысел.

Тот же непредсказуемый подход у актера Сергея Дрейдена к выстраиванию собственной биографии.

Светлана ПОЛЯКОВА
«Культура», 2005, № 36.