В эксклюзивном интервью «Комсомолке» звезда фильмов «Небесный суд», «Особенности национальной политики», «Петр Лещенко. Все, что было…» рассказал, как стал одним из лучших театральных актеров России.
Сергей Бызгу – это, конечно, актер уникального таланта. Найдись на него Товстоногов, мы бы получили современного Евгения Лебедева. Если бы в России, как во Франции, сохранился жанр чистой кинокомедии, артиста Сергея Бызгу непременно окрестили бы «русским Луи де Фюнесом». Так считают истинные театралы Санкт-Петербурга. А новые постановки, в которых играет Сергей Бызгу или сам их ставит, непременно становятся откровением для театральной публики. Знакомьтесь: Сергей Дмитриевич Бызгу, уроженец Молдовы! Артист театра и кино, жаль, что только российского…
– Я жил на Скулянке, потом на Ботанике, где сейчас живут мои родители, – мы говорим с Сергеем Дмитриевичем по телефону.
– В Кишиневе каждый год бываю, последний раз был осенью. Сначала я поступил в Институт искусств, где проучился год. После первого курса меня забрали в армию, служил в Германии, в ВВС. А после армии поехал учиться в Питер. Хотел поступить к конкретному Мастеру, был такой выдающийся Мастер Аркадий Кацман. Но к нему я не поступил, поступил на курс, который набирался параллельно, к Игорю Горбачеву. Поступил к нему сразу.
– Вы прежде всего театральный актер, очень известный. При этом немало снимаетесь в кино, в сериалах. Ради заработка это делаете или нет?
– В принципе, да. Бывают интересные проекты, интересные фильмы… Но съемки в сериалах для любого артиста – это, прежде всего, способ заработать. Но мне приходится часто отказываться от предложений, я больше занимаюсь театром. Театр дал мне возможность сниматься в кино.
– Вы не только театральный актер, но и сами ставите спектакли, в театральной среде Петербурга вас чуть ли не гением называют и сравнивают с Евгением Леоновым, Олегом Табаковым, Луи де Фюнесом, даже с Чарли Чаплиным…
– Меня со многими артистами сравнивали. Я, по-моему, на всех сразу похож! Это нормально, значит, кому-то я кого-то напоминаю.
– А предложения из-за рубежа вам поступали?
– Из кино не было, а вот с иностранными театральными режиссерами я работал. Я участвовал в постановке с польским режиссером Анджеем Вайдой, я репетировал Мышкина в «Идиоте», мы до конца не дошли, но работали много.
– Вы как-то сказали о том, что, бывая в разных городах, можете сразу по глазам людей определить, есть ли в городе театр или музей. А по глазам жителей Кишинева что можно определить?
– Я как-то об этом не думал! У меня много друзей в Кишиневе, я радуюсь, когда сюда приезжаю… А что касается вашего вопроса… думаю, в Кишиневе культурные люди живут, абсолютно. У меня никак не получается попасть в театр здесь, чаще приезжаю летом, когда все театры в отпуске. Я мечтаю пойти в кишиневские театры! Мне все равно, в какой театр идти – в русский или в молдавский. В Кишиневе своя, уникальная культурная прослойка. Здесь очень много хороших, красивых людей!
– А вы не хотели бы на сцене молдавского театра сделать постановку?
– Дело в том, что моя режиссура больше связана с педагогикой. Я – актер, но еще и режиссер-педагог. Сейчас я набираю курс, тысячи людей поступают… Меня режиссура интересует как рабочий момент, это команда молодых людей, а профессиональный театр… Мне хватает и без этого.
– А приехать в Кишинев на гастроли с вашим театром имени Комиссаржевской?
– Хотелось бы. С большим удовольствием! Конечно…
– В Кишиневе узнают на улицах?
– Вы знаете, иногда да! Иногда даже на рынках! Подходят, говорят: «А я вас видела в сериале!» Но я не очень-то киношный артист, вы правильно сказали, больше театральный. В Питере меня узнают чаще, чем в Кишиневе, в связи с театром.
– А в Кишинев вы в отпуск приезжаете?
– Конечно, какую-то часть отпуска провожу. С родителями время провожу, с друзьями, отдыхаю. Я вообще в Кишинев приезжаю набираться сил! Я только там подпитываюсь. Это знают все мои друзья и родные. В Кишиневе я заряжаюсь, как батарейка. Для меня это отдых. Однозначно Кишинев – любимейший город! Я его очень люблю.
– Вы как-то сказали о том, что жалеете о распаде СССР, но это было искусственное образование…
– Да, я придерживаюсь такого мнения.
– А разве дружбы народов в Советском Союзе не было?
– Да нет, она была! На эту тему можно долго говорить. Дело в том, что дружба народов была, но, когда дружат соседи и один сосед хочет отделиться, то это его право. Насильно дружить нельзя, насильно – это не дружба.
– В Кишиневе сегодня непростая политическая ситуация и в целом в стране, и с Гагаузией, и с Приднестровьем. Скажите, а общий менталитет, общее духовное пространство может помочь нам объединиться и забыть все распри?
– Конечно, и должны! Это очень важно! Насильный разрыв – это плохо, неправильно. Все можно разрушить за одну неделю, но культурные связи, связи людей, менталитет – этими вещами нельзя играть. Это одна культурная территория. Не нужно разрушать эти связи. Я, конечно, переживаю, когда в Молдове что-то происходит, это моя родина…
– А абитуриенты из Молдовы приезжают к вам поступать?
– В этом году почему-то не приехали. А раньше приезжали! Были и талантливые ребята среди них. У нас учится много иностранцев. Но талант от национальности не зависит. Конечно, я радуюсь, когда из Молдовы приезжают талантливые ребята!
– Ваш учитель Игорь Горбачев говорил, что «никогда бы не подумал, что этот мальчик с южным акцентом принесет мне славу»…
– От южного акцента мне избавиться удалось, но, когда я приезжаю из Молдовы в Питер, я беру с собой этот акцент. Это естественно для артиста, потому что артист – это обезьяна, которая все воспринимает. Но это не акцент, это говор, на самом деле. Это не страшно.
– А Игорь Горбачев был бы вами доволен сегодня?
– Думаю, очень! Тем, что я работаю в театре, набираю курс в театральной академии, тем что… много причин, наверное… Тем, что я пытаюсь играть то, о чем он мне говорил, как учитель. Поэтому был бы доволен.
Леонид РЯБКОВ,
«Комсомольская правда», 16.07.2014