www.actors.spb.ru

Поговорим о странностях любви…

«История одной ночи»
Эрик-Эмммануэль Шмитт
Театр «За Черной речкой»
Режиссер Олег Молитвин
Актеры: Сергей Бызгу, Наталья Ткаченко

Как можно говорить о любви? Можно стихами, а можно прозой; можно – на языке музыки, можно – на языке танца. Сколько об этом чувстве создано поэм, рассказов и романов, опер, оперетт и балетов, а еще песен, романсов и даже частушек! Но, оказывается, можно о любви говорить и в жанре детектива, что убедительно доказали в театре «За Черной речкой».

Почему бы нет? Что главное в детективе? Тайна. А любовь всегда – тайна. Правда, сначала, в эйфории не до нее, но проходит время, неминуемо возникают проблемы, и тогда наступает время дедукции, поскольку всплывают классические вопросы детектива: «Кто? Как? И почему?» Именно такой «момент истины» наступает в отношениях героев спектакля «История одной ночи».

Он – Жиль (С. Бызгу), вернувшийся домой после травмы с амнезией, она – Лиза (Н. Ткаченко), его жена, направляющая его по пути воспоминаний. Им предстоит длинная ночь – расследование, в течение которого каждый будет вести свой допрос, ослепляя противника светом софитов, которые всегда под рукой в их бело-черной квартире. Яркие диалоги полны юмора: от тонкой иронии до едкого сарказма, а также всех оттенков меняющегося настроения в движении от тревоги к надежде, а затем и к отчаянию. Жиль и Лиза этой ночью вспомнят и проиграют историю своего знакомства, любви и пятнадцатилетней совместной жизни, и в какой-то момент станет очевидным, что это – тот случай, когда «муж и жена одна сатана». Они давно уже изъясняются общими и привычными фразами, в одинаковой позе сидят в кресле, похожими движениями надевают и снимают очки и т. д, и т. д. А еще окажется, что Жиль, писатель-детективщик, написал книгу «Малые супружеские преступления» и изложил в ней странную теорию брака как союза двух преступников, как бы создавая сценарий собственных семейных отношений. И действительно, эти мужчина и женщина, несмотря на полтора десятилетия брака, продолжают любить друг друга, но странности этой любви, о которых мы узнаем по мере раскрытия обстоятельств их совместной жизни, столь сильны, что апофеозом этих странностей становится удар статуэткой по голове.

Сергей Бызгу – актер чаплиновского плана: ему доступен и глубокий лиризм, и откровенная фарсовость, его стихия – трагикомедия. Это тип лицедея, который может расцветить яркими красками самый скучный текст. В роли Жиля Бызгу на удивление сдержан: перед нами хорошо воспитанный интеллектуал с достаточно тонкой нервной организацией, в меру обаятельный и в меру ироничный. Он одновременно самовлюблен и влюблен в свою жену. Под стать ему и Лиза в исполнении Натальи Ткаченко. Она интеллигентна, самодостаточна, полна шарма, немного истерична, она страстно любит мужа, но не забывает и о себе. Актеры просто «купаются» в своих ролях, получая удовольствие не только от собственной игры, но и от игры партнера. Это возможно благодаря драматургии Шмитта, которая не просто актерская, а «бенефисная»: в ней всегда множество сюжетных поворотов и ярких драматических эффектов, которые так близки актерской натуре.

В финале после псевдоухода Лизы они опять проиграют сцену первой встречи, только теперь Жиль будет говорить текст Лизы, а она – слова мужа, и мы вдруг поймем, что все это игра: она лежит в основе взаимоотношений этой пары. Игра, которая затем претворяется в книги Жиля. Недаром на протяжении всего спектакля раздается звук работающей клавиатуры пишущей машинки, а в поворотные моменты – звук её сдвигаемой каретки. Игра – это то, что поддерживает любовь этих двух людей, именно посредством игры они проявляют свою любовь, играя, они говорят о своей любви.

Воистину: «Поговорим о странностях любви».

Елена Блох,
сайт Театра «За Черной речкой», 16.04.2016