www.actors.spb.ru

TARTUFFE. «Об этом все твердят, и я скрывать не вправе»

Премьера «Тартюф» в театре «Мастерская»

«Об этом все твердят, и я скрывать не вправе,
Что этот городской шум не служит к вашей славе.
Я очень рад, что вас так кстати застаю,
И кратко, в двух словах, скажу вам мысль свою…»

Ж.-Б. Мольер, «Тартюф, или Обманщик»

«Тартюф» Мольера – искромётная своими ситуациями и мыслями комедия, фарс, в своё время была запрещена за оскорбление священнослужителей. Впрочем, вскоре пьеса была очень востребована и по сей день ставится на всех театральных сценах мира.

«Тартюф» в Мастерской – это современная комедия, хотя все шутки, если вспомнить современный мир, становятся на самом деле отнюдь не смешными, а скорее, грустными и страшными.

Основные декорации на сцене – гримёрные столы с лампочками, и все герои пьесы сразу же представляются актёрами некоего театра, театра жизни. Впрочем, когда главные героини сбрасывают свои одеяния до кабаретных костюмов, сразу же появляются ассоциации с парижским Мулен Руж. Но и детская лошадка-качалка на сцене в антураже всё тех же лампочек подсветки выглядит, как карусель, карусель людских судеб и смены жизненных ситуаций.

Мать Оргона, госпожу Пернель, крупную даму с авторитетным мнением и активной жизненной позицией, играет Галина Бызгу. Громкое, эмоциональное начало спектакля закончилось с уходом героини Бызгу, и спектакль обрёл другой стиль… и комедия перетекла в трагедию.

Сергей Бызгу, исполнитель роли Оргона, блещет своей игрой. Лет десять назад в спектакле Виктора Крамера «Село Степанчиково и его обитатели» Бызгу сыграл Фому Опискина, такого же Тартюфа, любимца домочадцев, идеала благочестия, взявшего власть над всеми.

Оргон-Бызгу очарован, влюблён в Тартюфа, он готов и дочь замуж за него отдать, и состояние всё отписать. Искусная игра Бызгу, меняющиеся настроения героя заставляют безоговорочно верить – Тартюф действительно лучший, нет ему равных. На цыпочках, шёпотом, он интересуется о своём любимце, ему говорят, что жена его Эльмира больна, а он: «ну, а Тартюф, ах бедный?»

Бызгу-Оргон – блестяще сыгранный характер персонажа, живой, энергичный и в то же время наивный, придраться не к чему, и все же талант артиста, уверена, ещё ждёт своего звёздного часа.

Появление Тартюфа в спектакле ожидаемо. Здесь стоит отметить хореографию спектакля, а вернее, его пластическое решение. Тартюф как кукольник управляет домочадцами-марионетками. В капюшоне, с татуировками на руке и ноге, дерзкий, прямой в речах, но в тоже время лицемерный.

Максим Студеновский, звезда сериала «Два отца или два сына» с Д. Нагиевым, и артист, и композитор в спектакле. Он чувствует себя хозяином в доме Оргона, ценитель мелодий Сержа Гинзбура ходит с голым торсом, заигрывает с женой своего покровителя, пользуется всеми привилегиями и, в конце концов, после разоблачения лишает Оргона всего. Тартюфа не пугает разоблачение, а наоборот, забавляет и… озлобляет.

Дорина (Алена Артёмова) блестяще играет роль. Остроумная, колкая на слова, каждая сцена с её участием заслуживает особого внимания.

Жена главного героя, Эльмира (Полина Воробьёва), молода, наивна и, в тоже время, хитра.

Пролог и эпилог Дмитрия Житкова – на смешанном русско-французском языке, он являет собой символ эпохи. Он и Флипот, служанка госпожи Пернель, он и Лойяль, и Офицер.

«Тартюф» Григория Козлова «Мастерской» вызывает двойственное впечатление. Казалось бы, бережное отношение к тексту Мольера, но, в то же время присутствует развязная манера исполнения. К счастью, находясь на грани вульгарности, но, всё-таки, спектакль не переходит черту, не становится пошлым.

Кинопроекции на экране и стене, фотографии звёзд кино, сцены из фильмов, триколор, костюмы кабаре, Марсельеза, Je t'aime…, «Contre nous de la tyrannie»… всё и везде пропитано французским колоритом.

Финал «Тартюфа» – ликование справедливости. Лишь Оргон потерпел поражение и разочарование, не спасает его и торжество справедливости. Карусель жизни продолжает свой круговорот. Главный злодей наказан. А ведь на каждого тартюфа найдётся тартюф и посильнее…

Рязанцева Юлиана,
театральный альманах «Curium», 10.07.2017