www.actors.spb.ru

Юбилей Скапена

В первое воскресенье декабря театральный Петербург отметит 50-летие заслуженного артиста России Сергея Бызгу. Этот человек, успевший проявить себя в разных ипостасях – блестящий актер трагикомического амплуа, «который может переиграть кошку», талантливый режиссер, уникальный педагог – мастер курса в Российском институте сценических искусств и руководитель самой известной в северной столице детской студии «Театр-класс», чем-то напоминает одного из своих героев – неутомимого и энергичного Скапена в спектакле Молодежного театра.

Ученик легендарного Игоря Горбачева Сергей Бызгу, успевший еще студентом сыграть Митрофанушку в «Недоросле» (Александринский театр), казалось, был рожден из всего комического: маленький, пластичный и нелепый одновременно. Впервые о нем заговорили как об актере нового театра «Фарсы» (1991). После спектакля «Фантазии, или Шесть персонажей в ожидании ветра» (1995) Бызгу стали сравнивать с героем Чарльза Чаплина. Вообще критики его поначалу постоянно с кем-то сравнивали, еще, например, с Евгением Лебедевым, не понимая, что Бызгу неповторим.

Путь от философствующего Митрофанушки к «Графоману» в Театре имени В. Ф. Комиссаржевской, где он служит сегодня, оказался неблизким. Ныне за его плечами десятки ролей в разных петербургских театрах. Герои С. Бызгу не могут быть злодеями по определению. Однако в его творчестве был спектакль «Сиротливый Запад» (режиссер Виктор Крамер), где дуэт Александр Баргман – Сергей Бызгу представлял братьев — «отморозков». Мучительно, с огромным трудом они учились любви, обретая друг друга и веру в человеческое…

Роль скромного инженера Мокина в спектакле «Графоман» – новый виток в творчестве актера. В ней он неуловимо напоминает автора пьесы Александра Володина – искреннего, мятущегося… Это удавшаяся попытка обнажить настоящее лицо артиста Сергея Бызгу, смыв клоунский грим с «чаплинского бродяги» и поставив его прямо перед зрителем.

И все-таки получается, что едва ли не главная его роль на протяжении вот уже более 20 лет – работа с детьми в студии «Театр-класс», ради которой он не жалеет ни сил, ни времени, отказываясь от заманчивых предложений сняться в кино или телесериале. Далеко не все его воспитанники становятся актерами, но он понимает: гораздо важнее, чтобы они выросли настоящими людьми.

Как говорит художественный руководитель Театра имени В. Ф. Комиссаржевской Виктор Новиков, «Сергей по натуре клоун (возможно, высшее звание для актера), а у клоунов особые отношения с детьми».

«Русский Меценат», ноябрь 29, 2016