www.actors.spb.ru

ЛАБОРАТОРИЯ «ДВОЕ» В ТЕАТРЕ «ЗА ЧЕРНОЙ РЕЧКОЙ»

Любовь и смерть в театре «За Черной речкой»

Само название лаборатории говорит о том, что на ней были представлены пьесы для двоих, выбранные театром, а Олег Лоевский пригласил режиссеров и актеров, которые за три дня подготовили эскизы. Предполагался конкурс – путем зрительского голосования должен был определиться лидер, который впоследствии получил бы возможность превратиться в полноценный спектакль и войти в репертуар театра. Но все три эскиза оказались любопытными и уже в какой-то мере сложившимися спектаклями. Так что, по-видимому, репертуар театра «За Черной речкой» в следующем сезоне обогатится тремя разными, интересными постановками.

Режиссеру Олегу Молитвину досталась «взрослая» пьеса Э.-Э. Шмитта «Малые супружеские преступления» о том, как сложно, тяжело и драматично существовать вместе двум зрелым людям, даже если они любят друг друга. Как брак превращается в ловушку, а взаимное чувство за долгие годы союза становится запутанным клубком, в котором любовь и ненависть, страсть и отвращение, обиды и нежная забота, невозможность быть вместе и расстаться переплетены так тесно и неразрывно, что выходом кажется только убийство партнера. Что знает молодой режиссер о кризисе многолетнего брака и проблемах взаимоотношений зрелых людей, из эскиза пока не было понятно, но совершенно очевидно, что актерам Сергею Бызгу и Наталье Ткаченко есть что сказать на эту тему.

Драматургия Шмитта «самоигральная» и «актерская» – как правило, достаточно верного назначения на роли умных и прекрасно оснащенных артистов, чтобы спектакль состоялся. Бызгу и Ткаченко хорошо понимают, о чем они играют, и видно, что тема эта им знакома, а, возможно, и прожита. За три дня репетиций был пройден большой путь: актеры не только выучили весь текст многословной пьесы, но и выстроили кривую взаимоотношений героев, всю диаграмму отчаянных срывов и страстных попыток исправить их последствия. Пока еще не все сюжетные повороты пройдены с надлежащей точностью, не все нюансы найдены, но спектакль в таком виде, в каком он был сыгран на лаборатории, уже состоялся. Самое завораживающее – партнерство Бызгу и Ткаченко, как будто они долгое время вместе работали над этим материалом. Они внимательно всматривались, подхватывали друг друга, существуя в унисон. Это абсолютное партнерское доверие окрашивало и взаимоотношения их героев: Жиль и Лиза неразрывно связаны друг с другом. В этом спектакле была любовь, которую вообще-то редко можно увидеть на сцене, а тем более заразиться ею, поймав энергию персонажей. Такая любовь не имеет ничего общего ни с романтикой, ни с физиологией, эта была мучительная, острая, разрывающая нежность двух родственных людей. Нежность, которую нельзя удовлетворить и насытить даже спустя годы близости, она измучивает своей неутолимостью и разрушает. Но она же и питает. Как бережно герой Сергея Бызгу принимал героиню Натальи Ткаченко в объятия, делая заведомо тщетные попытки спасти ее от самой себя, и как доверительно она плакала на его плече, уступая.

Спектакль получился, с одной стороны, гимном любви, а с другой – вынес ей приговор: взаимная любовь может быть такой же безысходной и разрушительной, как и несчастная. В финале, когда героиня все же решалась уйти и закрыть за собой дверь, герой, сперва безутешный, постепенно приходил в себя и открывал другую, за которой оказывался живой, зеленый, цветущий мир, от которого оба влюбленных были спрятаны в темнице своего выматывающего чувства. Олег Молитвин дописал финал пьесы, вернув героиню назад. Лиза и Жиль, проговорив лирические реплики из их первой встречи, за руки уходят из театра под сень цветущих деревьев, за ними закрывается дверь служебного входа, и дежурная надпись «Выход» становится неким послесловием к спектаклю. Таким образом побеждают мелодраматизм и юношеская вера в то, что выход есть. Актеры же сыграли драму, в которой нет и не может быть выхода, потому что эта любовная коллизия неразрешима. У режиссера и актеров пока не хватило времени, чтобы прийти к единому знаменателю, но хочется думать, что, продолжив работу над пьесой Шмитта, они найдут общее направление.

Виктория Аминова,
Петербургский театральный журнал, блог, 23 мая 2015 г.