www.actors.spb.ru

В голубом аэростате – прочь от земли!

«100 оттенков синего». Большой театр кукол.
Режиссер Яна Тумина, сценография и костюмы – Эмиль Капелюш

Смотреть этот спектакль – наслаждение: два отличных актера (Марина Солопченко и Сергей Бызгу), мастерская сценография Капелюша, нежные, прекрасные, глубокие «метафизические» сцены с куклами, и утонченные, театрально-нереальные, с падающим снежком – с людьми… Такие незаметные, органичные и интеллектуальные связи между куколками и людьми, такая в целом самоотверженная и чистая попытка противостоять грязному мейнстриму…

Два пролога знакомят нас с героями. Первый для Солопченко: в синем свете красиво, как снег, падают сверху письма – на пол, в раскрытые сумки на колесиках, а почтальонша ловит письма, открытки и раскладывает в почтовые ящики, укрепленные на первом зрительском ряду. Только одну открытку, прочитав, забирает себе – очень ей понравилось, что там написано. «Мне – радость, а им еще напишут», – впоследствии прокомментирует она свой поступок.

Второй пролог – знакомство с героем Бызгу, успешным блогером. Он выезжает на сцену прямо в своем «блоге» (это площадка-фурочка со стенкой-экраном, там же у него для жизни имеется полупрозрачный гробик-стол-кровать) c монологом о том, что не придумай поэт Катулл в свое время слово «амор», не мучалось бы человечество от этой самой «амор». Пока нет слова – нет понятия. (Правда, тут вспоминается гуляющая по интернету песенка на эту тему). Вот в одном африканском племени нет слова, означающего синий цвет, и поэтому синего аборигены не видят. Для них что серый, что синий – все одно.

И далее – уже знакомство героев, почтальонши, только что купившей нетбук, с профессиональным болтуном – случайно она заходит к нему на сайт. Повторю, – все, что касается пространства, мизансцен, актерской и кукольной игры – все решено и свершено изумительно, остроумно, иронично и вместе с тем чувственно.

Комнатка почтальонши располагается прямо над «обитаемым блогом», как бы на втором этаже (почтальонша кажется такой нереализованной вечной Джульеттой на балконе, обсаженном бумажными цветами из почтовой бумаги крафт), и жилища героев то соединяются в пространстве, то разъезжаются, давая место для игры куколок – рождению младенца, подрастанию, взрослению…

Надо отдать должное и монтировщикам, наряженным в синие одежды того самого африканского племени, где нет слова «синий»: они виртуозно работают, помогая менять пространство, или освещают прожекторами лица актеров.

Как пример настоящей любви звучит из уст почтальонши история про возлюбленную Модильяни, художницу Жанну Эбютерн, которая после его смерти жила лишь сутки – выпрыгнула из окна, будучи на восьмом месяце. Гипотетическая жизнь неродившегося младенца Жанны отдана куклам, служит сюжетом для поэтических, трогательных сцен; мечта о бытии, с надеждой на счастье и любовь, с танцами под патефон, букетом цветов на столике в вагоне проходящего поезда… Куклы (и их артисты) справились со своей задачей отлично. Тонко, ассоциативно и неназойливо. Изящные трюки, возникающее из воздуха мамино платье, ребенок, парящий в невесомости утробы и космоса…

Но вот люди… они тоже оказались в некой невесомой пустоте – драматургической. Мифы расходятся с истиной, и Бызгу не блоггер, и Солопченко уж точно не почтальонша, хотя в первой сцене, закутанная в «пальто на ватине» и меховые шапки, еще могла сойти.

Пьеса – перевернутые «Алые паруса», постаревшая Ассоль добывает возлюбленному его детскую мечту, чтобы, преодолев страх, подняться в воздух – синий аэростат в ненадутом виде прибыл по почте. Предварительно они оба попадают в тестовую ситуацию – остаются вдвоем в пустом городе. Но связи с реальностью нет ни у него, ни у нее – и потому человечеству, видимо грозит вымирание, живя в одном доме, общего языка они не находят.

Сказки востребованы человечеством всегда. А сегодня они еще и лучше всего продаются. Человечество жаждет убежать от созданной им реальности. Усилия талантливейших мастеров – режиссера, художника и артистов не пропали даром, спектакль получился. Но только вот пьесе чуть-чуть не хватило сил, чтобы всерьез прикинуться чудесной сказкой, а не топтаться на границе фантазий инфантильного сознания.

Мария Смирнова-Несвицкая,
Блог «Петербургского театрального журнала», 25 октября 2010