www.actors.spb.ru

Обнять и плакать

Театр им. В. Ф. Комиссаржевской под финал сезона порадовал публику двумя премьерами: на Большой сцене Маргарита Бычкова выпустила спектакль «Театр» по мотивам одноименного романа Сомерсета Моэма, а на Малой сцене Иван Латышев представил постановку «Бесконечный апрель» по пьесе современного драматурга Ярославы Пулинович.

Оба спектакля поставлены актерами, которым в какой-то момент (возможно, в силу безмерной харизмы и мощи дарования) актерская стезя стала тесновата и которым путь в профессию открывали Додин и Кацман. А главное, Бычкова и Латышев любят и чувствуют театр, давно и накрепко сроднились с ним каждой клеточкой своего чувствительного орга-низма.

Актерская режиссура – штука неоднозначная, но в данном случае успех был предначертан, ибо к таланту обоих постановщиков прилагается и богатый опыт, и хороший вкус, и очень много душевных сил. Наконец, дело происходит в театре, в котором главный режиссер Александр Баргман – тоже из актеров (и в обеих профессиях преуспевший).

«Театр» Бычковой, прежде всего, эстетичен. Декорации от Александра Храмцова, костюмы от Ники Велегжаниновой и свет от Сергея Андрияшина невероятно красивы и живописны, и оформление де-лает спектакль визуально прекрасным.

Изнутри же это, скорее, театральный капустник и «актерская комедия». Здесь полно намеков, шуток, каламбуров, импровизации, «междусобойчиков» и взаимодействия с залом, что всегда происходит во время репетиций или прогонов «для пап и мам». Вкраплены цитаты из Чехова и множество едких «приветов» коллегам. Действие столь густо раскрашено фото- и видеорядом, что, возможно, Бычкова собирается в скором времени замахнуться и на кинорежиссуру…

Меж тем она в составе прекрасного актерского ансамбля, вместе с Ольгой Ариковой, Ольгой Белявской, Еленой Андреевой, Варей Светловой и Ефимом Каменецким, исполняющим главную роль, выходит на Малую сцену Комиссаржевки в лирической камерной постановке Латышева. Его «Апрель» с подзаголовком «Ленинградская история» чрезвычайно, трепетно интеллигентен.

80-летнему Каменецкому и его партнерам удается просто и точно, без наигрыша, за полтора часа прожить на сцене целую жизнь, штрихами обрисовать поколения, честно признаться в страхах, покорно осознать безвозвратные потери, осторожно коснуться темы революции и блокады… Артисты словно остаются наедине со всеми и вполголоса, глаза в глаза со зрителем рассказывают о судьбе маленького человека в огромной стране. 1/1 в этой работе столько глубоко личного, что хочется каждого обнять – и не стесняться собственных слез.

Мария КИНГИСЕПП,
«Infoskop», № 215, июль/август 2015