www.actors.spb.ru

Цирк обетованный

Комиссаржевка представила публике премьеру «Мыльных ангелов», спектакля главного приглашенного режиссера театра – болгарина Александра Морфова. АНДРЕЮ ПРОНИНУ показалось, что господин Морфов поставил свой лучший спектакль на этой сцене.

Художник Александр Горенштейн воздвиг на сцене жалкую двухэтажную хибару. В ней, словно муравьи в муравейнике, без устали копошатся человечки. Пищит плачущим голоском поэтессы Ахмадулиной «небесное создание» Тереза (великолепная Евгения Игумнова), ее муж Рауль (Родион Приходько) крутит шашни с любовницами под носом у жены. Прочувствованные монологи произносит пьянчуга Кармелина (Александра Сыдорук), ее хитроватый супруг Доминго (Владимир Крылов) приторговывает «травкой». Хлопочет энергичная Лола (Ольга Арикова), ее «вторая половина» Эвелио (Иван Васильев) дебоширит на улицах и на чем свет стоит кроет «проклятых америкосов» из Пентагона. Стучит высокими каблуками еще один сосед – трансвестит Жаклин (Юрий Ершов). Яблоку и так негде упасть, но до кучи появляется безутешная вдовушка Хуана (Оксана Базилевич) с придурковатым великовозрастным сыном Хуанито (Денис Пьянов), парочкой малолетних детишек и свекровью-маразматичкой в инвалидном кресле (гомерически смешная роль Анатолия Горина).

Зачем господину Морфову понадобилась пьеса «прогрессивного кубинского драматурга» Эктора Кинтеро «Тощий приз», стало ясно только на премьере. Этот опус несколько раз ставили в СССР в 1970-е – в порядке культурного обмена с братским кубинским народом. В Театре Моссовета Юрий Завадский тогда взвалил «Тощий приз» на плечи молодого режиссера Юрия Шеринга, и тот самозабвенно учил актеров танцевать самбу и румбу. Великая Вера Марецкая дотанцевалась с Шерингом до того, что сломала шейку бедра.

Александр Морфов не видит повода для танцев: ему вполне достаточно, что пьеса Кинтеро подозрительно смахивает на латиноамериканский мыльный сериал. Хотя о таком режиссере, как господин Морфов, производители «телемыла» могут только мечтать. В спектакле каждому актеру отведена своя четко прописанная линия, нарисован выпуклый образ; в результате сложился удивительный ансамбль – никто не наступает другому на пятки, ни в прямом, ни в переносном смысле. Впрочем, «Мыльные ангелы» – вовсе не упражнение в многофигурной ансамблевой игре и, боже упаси, не пародия на телесериал.

В центре сценической истории – кондукторша Илуминада в великолепном исполнении Маргариты Бычковой. Ради роли актриса не пощадила своей внешности. Розовая блузка, штанишки в цветочек, на голове – нелепая химическая завивка, под одежду подложены толщинки: безразмерный откляченный зад Илуминады – первое, что бросается в глаза. Мудреное испанское имя никого не обманет. Госпожа Бычкова играет простую русскую бабу – очень узнаваемо, точно и просто. То, что эта славная женщина с золотым сердцем и куриными мозгами проживает внутри латиноамериканского сериала, совсем не удивительно. Если вдуматься, так это даже не фантасмагория, а напротив, типический случай и социальный диагноз.

Нехитрым иллюзиям Илуминады предстоит лопнуть на глазах у зрителей, подобно мыльным пузырям, в изобилии порхающим над сценой. Выигранное в лотерею богатство уносит ураганом, будто его и не было, соседи по коммунальному раю в мгновение ока превращаются в холодных безразличных хищников и отказываются платить добром за добро, любимая сестра (Кристина Кузьмина) оказывается содержанкой и проституткой, к тому же довольно бессердечной. Одураченная, никому не нужная, Илуминада ночует на улице под дождем.

Впрочем, главное в «Мыльных ангелах» – финальный аккорд. В дело вступает полубезумный муж героини Октавио (Сергей Бызгу), разжалованный из-за эпилепсии циркач-канатоходец, большую часть действия потерянно бродящий по сцене, зло и тоскливо глядящий на бельевую веревку во дворе (видно, она напоминает вожделенный канат) и, по эксклюзивному праву умалишенного, беседующий с ангелами. Опускается лоскутный (как в шапито) занавес, Октавио выталкивает Илуминаду на авансцену, дает ей смачного пинка, обмазывает лицо клоунским гримом и вручает трубу. Илуминада дует в трубу, извлекая смешную бессвязную какофонию. Наша жизнь больше похожа на цирк, чем на романтическую теленовеллу. Тот, кто это осознает, станет ближе – если не к ангелам, то хотя бы к действительности.

Андрей Пронин,
«Коммерсантъ С-Петербург», № 175, 22.09.2009