www.actors.spb.ru

Театр и Маргарита

7 мая заслуженная артистка России Маргарита Бычкова отметит 25-летие творческой деятельности в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской.
В этот вечер она выйдет на сцену в спектакле «Графоман» по произведениям Александра Володина.

В который раз актриса потрясет зрительское воображение, коснувшись самых нежных душевных струн, до слез пробирая своей искренностью, заставляя пережить восторг и упоенье, горечь и светлую печаль.

Но есть еще две грани щедрого таланта Бычковой. Как режиссер, исследуя все тонкости внутреннего мира, она постоянно экспериментирует и удивляет. Как педагог, она передает студентам не только свой профессиональный и жизненный опыт, – она заряжает их любовью к делу, которому служит. О разносторонней Маргарите Бычковой рассказывают ее коллеги, режиссеры, учителя и друзья.

Художественный руководитель Театра им. В. Ф. Комиссаржевской,
заслуженный деятель искусств РФ ВИКТОР НОВИКОВ:

– Думаю, что Театр им. В. Ф. Комиссаржевской стал для Маргариты настоящим домом. Я очень рад, что она оказалась в нашем театре: она стала его неотъемлемой частью. Мне кажется, немалую роль в этом сыграл режиссер Александр Морфов. Оказалось, что они с Ритой – люди «одной группы крови», неслучайно он занимал ее почти во всех своих спектаклях. «Ваал», «Дон Жуан» – все это большие актерские победы. Зрители запомнили изумительный дуэт Маргариты и Сергея Бызгу – сначала в «Сне в летнюю ночь», потом в «Мыльных ангелах».

Рита – удивительная трагикомическая актриса. Она легко может заставить смеяться и плакать одновременно. Даже в небольших ролях ей удается создать цельный характер. Примеры тому – столь разные и яркие роли в «Шизгаре» Романа Смирнова, в «Графомане» и «Прикинь, что ты Бог» Александра Баргмана.

В последнее время Рита увлеклась режиссурой и поставила у нас «Театр», «Про любовь», «3d»… Думаю, на этом она не остановится. Однажды вкусив «режиссерской вольницы», она хорошо себя в этом состоянии чувствует. Тем не менее я не хочу, чтобы она бросала актерскую профессию, в которой явно чувствует себя свободнее.

Рита – необыкновенный человек. Если она любит, то с такой силой отдачи, что надо поберечься: может «прикончить» от любви. В ней есть удивительное человеческое и актерское качество, без которого она прожить не может: в каждую секунду она должна быть честна перед собой и окружающими.

И по ощущению моему, она очень любит своих друзей. Если кому-то становится плохо, она бросается на амбразуру и делает все для того, чтобы было хорошо. Именно сейчас, именно в эту секунду она думает и делает так.

Двадцать пять лет она на одном месте, притом, что много снимается в кино. Но где бы она ни была, всегда возвращается домой, в свой театр, а это дорогого стоит. Без нее в театре было бы скучно.

Артист ЕГОР БАКУЛИН:

– Маргарита, Рита… Она была моим первым партнером на сцене Театра им. В. Ф. Комиссаржевской – в спектакле «Вальс энтузиастов» Сергея Каргина. Рита играла башкирскую продавщицу меда, а я – молодого, рыжеволосого и тогда еще стройного художника-татуировщика. По сюжету мы сняли комнаты для проживания в квартире у главной героини пьесы, ее играла Галина Петровна Короткевич. У нас был общий холодильник с продавщицей меда, а позже возникли и общие нежные чувства. В одной из сцен мы с Ритой ложились на кушетку и начинали как бы целоваться, в этот момент должна была войти Галина Петровна. Естественно, по всем законам театрального жанра однажды Галина Петровна не появилась… Тогда я был еще не настолько внутренне свободен актерски, зато Рита мгновенно отреагировала: подхватила меня, как пушинку, и унесла за кулисы с криком: «Давай не здесь, пойдем туда!» Вот такое у нас было первое знакомство.

Рита очень хорошая актриса и замечательный человек, который всегда поможет, выслушает и поддержит. С ней хорошо и ссориться, и мириться. Надеюсь, что мы еще не раз встретимся на сцене.

Режиссер РОМАН СМИРНОВ:

– Риту я знаю еще со времен ее поступления в театральный институт на курс Льва Абрамовича Додина, где я имел честь преподавать. Много лет после этого мы не виделись, а потом я снова столкнулся с ней, уже в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской. На репетициях «Шизгары» легко мне стало не сразу – все-таки десять женщин с характером, а я один. Рита всегда была в центре, у нее всегда очень много идей. А когда их много, есть из чего выбрать! Иногда ее захлестывает собственная энергия, но в результате всегда получается что-то хорошее.

Рита – абсолютно преданный театру человек, и она не боится пробовать делать что-то новое. Мне нравится ее энергия в этом смысле – я сам такой, поэтому мне интересно наблюдать за ней. Я хочу, чтобы она продолжала фонтанировать в том же духе.

Актриса ЕЛЕНА АНДРЕЕВА:

– Маргарита для меня – это космос. Она вмещает в себя и хорошее, и плохое, и удивительное. Никогда ничего не скрывает, все выплескивает – этим я от всей души восхищаюсь.

Мне Рита помогла встать на ноги как актрисе и человеку. Она так загорелась идеей моноспектакля «Про любовь», что не пойти за ней было невозможно. Вначале у нас были сложные репетиции – я не доверяла себе, между нами летали молнии, но когда что-то получалось, Рита все тут же забывала и радовалась как ребенок. Она очень ясно видела эту историю и «вживила» ее в меня. Она всегда говорит честно: «Лена, меняйся!», а я понимаю, что она права, и меняюсь.

Рита – удивительный человек, с ней можно не говорить о чем-то вслух, она сама все почувствует – руками, головой, сердцем, всем своим существом.

Народный артист РФ, режиссер СЕРГЕЙ СНЕЖКИН:

– Помню нашу первую встречу: Рита пришла на пробы с коляской, она только что стала мамой. Я помню эту невероятную, с перехлестом, итальянскую красавицу – яркую, размашистую, будто написанную кем-то из русских импрессионистов. А когда мы начали работать вместе, выяснилось, что внешняя яркость отражается во всей совокупности ее данных. Опять же это меня приятно поразило.

Позже я увлекся педагогикой и стал преподавать режиссуру. А поскольку режиссура без актерского мастерства, «как песня без баяна», я обратился к Маргарите Геннадьевне. И тут она явила еще и удивительный педагогический талант. Я был не просто доволен, я был счастлив, что обратился к ней! У нее замечательная школа – есть чем гордиться и на что опираться в своих методах. Педагогика – это ведь не просто передача профессиональных навыков, это слежение за становлением личности. Студенты – по сути, дети, а Маргарита, как «педагогическая мать», тонко чувствует их и направляет, выходя за пределы института в жизнь со всеми ее любовями, болезнями и разочарованиями. Насколько я знаю, она продолжает этим заниматься, и дай бог ей удачи.

Маргарита – персонаж преодолевающий. Причем барьеры ее становятся все выше и сильнее, и она неуклонно следует предназначению. Это вызывает мою любовь и уважение. Я помню все наши удивительные моменты сотворчества, и теперь я всегда буду использовать ее потенциал и просить о помощи в многотрудном деле.

В сотворчестве режиссер излагает свою мысль, а актер, применяя весь талант и профессионализм, делает из нее произведение искусства. И Рита это делает – она тонкая, трепещущая драматическая актриса, и в то же время она способна держать жанр, это же просто воск в руках режиссера, это счастье!

Заслуженная артистка России ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА:

– У Маргариты есть одно важное режиссерское качество: будучи актрисой и понимая актерскую природу, она прислушивается к нашим идеям. На репетициях мы все вместе что-то придумывали и изобретали, поэтому работа над «Театром» была для нас просто наслаждением. Очень правильное ощущение, когда артист – со-творец.

Когда я соглашаюсь участвовать в какой-то истории, я полностью обнуляюсь и всецело доверяю режиссеру, особенно Рите – выдумщице, у которой всегда есть много потрясающих идей и огромная любовь к людям.

То, что Рита занялась режиссурой, – это прекрасно. Заразительности у нее не отнять, она великолепный организатор, умеет объединить людей работой, а это важно в наше время. А ее огромной энергии хватает на все и вся. Я желаю Маргарите Бычковой постоянного творческого роста – и в режиссуре, и в актерстве. Ведь это бесконечность, как в любви.

Заслуженный артист России СЕРГЕЙ БЫЗГУ:

– О Рите я знал очень многое еще до нашего знакомства. Ее знают во всех театрах, ее невозможно не знать! Первый раз я увидел ее в капустнике в Молодежном театре, сразу запомнил эту энергию, бьющую через край.

Рита очень открытый человек, поэтому мы сразу нашли с ней контакт. Она художник и созидатель, она энергична и талантлива, в ней многое бурлит. Она заняла свое место, и мне очень сложно представить без нее Театр им. В. Ф. Комиссаржевской и вообще театральный Петербург.

Я до сих пор искренне плачу в гримерке, когда слушаю ее монолог в «Графомане». Ее энергия и запал создают ощущение, что она отмечает не двадцать пять, а один год деятельности в театре – у некоторых людей с годами это уходит, а в ней огонь остается. С другой стороны, кажется, что она служит в театре уже миллион лет, настолько она болеет за него, настолько любит.

Она очень внимательна ко всем, а это редкое качество. Недавно я отмечал юбилей, и я не сомневался, что она придет. Но когда она пришла, я был вновь ею очарован: каждый раз она вкладывает в свое поздравление всю себя. Рита подарила мне маленькую подушечку с нашей фотографией из «Мыльных ангелов», моя бабушка называла такие «думочками». Теперь я любуюсь этой подушечкой и думаю о Рите – щедрой, преданной театру и живущей им до конца, до предела.

Светлана ВОЛОДИНА и Анастасия СКРЯБИНА,
«Санкт-Петербургский курьер», 4 мая 2017 г.