www.actors.spb.ru

Организованный ХАОС

«Село Степанчиково и его обитатели" (Ф. Достоевский) Театр «ФАРСЫ». Режиссер В. Крамер. На сцене театра-Фестиваля Балтийский Дом. Продолжительность: 3 часа с 1 антрактом.

Театральный зритель любит спектакль «Село Степанчиково» уже давно. Еще много лет назад – 12 февраля 2001 года, когда на сцене Балтийского дома состоялась премьера – зритель уже был покорен, уже был влюблен по уши. И остается влюбленным до сих пор. Постановка за пять лет не утратила ни энергии, ни колорита, ни азарта – блестящий актерский состав «держит» каждый миллиметр действия. Именно поэтому у каждого есть и сейчас возможность придти и влюбиться. По-настоящему. Но предупреждаю – это будет не любовь с первого взгляда, она подкрадется незаметно, ближе к середине второго акта и заявит о себе только к концу. Столь долгие комментарии просто необходимы к этому спектаклю – легкому и тяжелому одновременно.

Инсценировка и постановка спектакля выполнены Виктором Крамером – создателем театра «Фарсы», постановщиком крупнейших публичных празднеств и торжеств, режиссером смелым, склонным к экспериментам, обладающим своим неповторимым почерком. Почерк есть у каждого хорошего режиссера, но у Крамера он настолько необычный, настолько выпуклый и самобытный, что давно уже стал ключевой особенностью. Любой спектакль этого режиссера можно угадать по первым десяти минутам. И не из-за того, что постановка повторяет предыдущие шутки и трюки, а потому что во всех крамеровских работах царит своеобразный дух – дух цирка, аттракциона, клоунады, фарса. И главное – этот самый дух существует в просто парадоксальном виде – на сцене бесконечное торжество ХАОСА, которое удивительным образом организовано и приведено к гармонии. Разбросанная бутафория, разношерстные персонажи, шальная декорационная конструкция, прыгучая музыка, номерной характер сцен – все это заставляет глаза разбегаться, а разум мутнеть. Но отчего-то (от чего?), когда смотришь на толпящихся в разных углах героев, слышишь многоголосные диалоги, видишь сочную пестроту костюмов – все неожиданно складывается в красивую картину, в единый пейзаж.

Как будто ты едешь на огромной скорости по дороге, мимо тебя проносятся различные сюжеты из жизни на нашей планете, и в итоге это все – разное и ни чем не объединенное, единится тобою, твоими глазами, твоим сердцем и твоим разумом. Ибо все это постигаешь и видишь ты. И в тот момент, когда зритель понимает, что это он главный участник этого безудержного карнавала, тогда он и влюбляется.

Влюбляется в действие, в звучащие слова, в актеров. В спектакле заняты актеры из разных театров: из театра «Фарсы» красивая Оксана Базилевич, причудливая Елена Крамер, запоминающийся Игорь Копылов, искрометный Константин Воробьев, грустный Игорь Головин и обаятельный Сергей Бызгу (ныне актер театра им. В. Ф. Комиссаржевской), проникновенный актер Молодежного театра на Фонтанке Валерий Кухарешин, бесконечно женственная актриса театра на Литейном Ольга Самошина, смешной актер театра «Потудань» Денис Пьянов и многие другие. Собрав актеров разных возрастов, школ и способностей, Виктор Крамер объединил их сюжетом и ритмом, дал возможность существовать автономно и сумел вписать их всех в общей рисунок. Это опять звучит парадоксально, но иных слов не подберешь!

Обитатели спектакля являются неповторимыми, придурковатыми и разнохарактерными существами, но все они живут в одном селе Степанчиково и соединены взаимоотношениями с мелким бесом Фомой Фомичом Опискиным (Сергей Бызгу), который заставляет их постоянно ссориться, выяснять отношения, потом сам же их мирит и ждет от этого благодарности. Такой вот тоже парадоксальный стиль жизни. Как и сама жизнь.

Анастасия Ким,
«Geometria.ru», 22 декабря 2006