www.actors.spb.ru

Держись на ветру!

Герой одной американской романтической мелодрамы постоянно призывает свою подругу: «Держись против ветра!». Америка, родительница идеи ядерного зонтика, на зависть миру научилась держаться против многих ветров, настолько хорошо она этому научилась, что новая виртуальная реальность, созданная в недрах компьютерного рая, грозит со временем поглотить первую реальность - нас самих. Недавно в интервью с голливудской кинозвездой, но европейцем Майклом Йорком пришлось прочесть озабоченность по поводу того, что к 2000 году компьютеры, если их не обуздать, могут отменить само наше существование. Киноактерам грозит безработица, и профсоюзы всерьез этим обеспокоены: актер будет занят на съемочной площадке только один день, камера возьмет образ, а все остальное будет сделано на компьютере.

Еще до «компьютеризации всей страны», в шестидесятые годы, Андрей Вознесенский писал: «Сердце, нам безработица в мире роботизации» (точная цитата: «Сердце, как безработица. В мире - роботизация». - Прим. авт. сайта). Есть известный анекдот. Японцев спросили, насколько русские отстали в техническом прогрессе, те ответили: навсегда!

Иногда даже кажется, хорошо, что отстали, только жаль, что навсегда. Ничуть при этом не сомневаюсь в актуальности технического прогресса… Недавно довелось прочесть сценарий, написанный молодыми актерами для новогодней елки. Талантливый, очень смешной, но странный сценарий. Никакого тебе ожидания чуда и магических превращений, вспыхнувшей елки и очарованной души. Сценарий безупречно рассчитан на детей, сидящих у компьютеров, на их юмор и их мышление…

Что делать тем «ископаемым», кто верит, что «чудес бывает», в ком не уничтожено детское сладко-дремотное, из глубины существа идущее ожидание волшебства и счастья? Тут на виртуальную реальность рассчитывать не придется, бегающие на дисплее существа ничем не помогут - придется обратиться совсем по другому адресу… Замечательный актер Константин Райкин как-то заметил в интервью: «Когда ты выходишь на сцену - ты поднимаешься над жизнью на один метр».

Этой осенью петербургская театральная жизнь давала не один шанс взлететь над жизнью на метр и более. Вот два, может быть, самых счастливых примера: премьера новой оперы И. Цеслюкевич «История карлика Якоба и принцессы Мими» в театре «Зазеркалье» и возвращение после долгое отлучки на сцену театра «Фарсы», чьи спектакли в ноябре можно увидеть на сцене «Балтийского дома»…

Если американцы преуспели в искусстве держаться против ветра, то русская душа, напротив, ищет себя на ветру - один из спектаклей Виктора Крамера в «Фарсах» так и называется «Шесть персонажей в поисках ветра».

Этот замечательный театр, не имеющий до сих пор собственной крыши над головой, много путешествует - на продувном ветру бездомья, гастролей и собственных фантазий. В начале ноября в огромном зале «Балтийского дома» «Фарсы» собрали полный аншлаг, причем в зале было много детей. Не потому, что это такой специально детский спектакль, вовсе нет, но детское ожидание чуда могло быть на этом спектакле удовлетворено вполне… Этот аншлаг продемонстрировал, как необходима и любима странствующая труппа в родном городе. В «Шести персонажах» люди хоть и не птицы, а, скажем , клоуны, кактусы, бродяги, но они периодически взлетают не хуже птиц. Они смешно танцуют на громадных ходулях, преодолевая страх высоты и разбега. Они носятся по сцене с воздушным змеем, ждут ветра, чтобы разлететься и взмыть вверх; ветра нет, и тогда они взмывают, поднимаются над жизнью другими театральными способами…

Их широкополые шляпы превращаются в облака, которые победоносно плывут под самыми колосниками… Их танец-полет возникает из ничего и из чего угодно: вот они закурили сигареты, струйки дыма переплелись на сцене, потом потух свет, и красные фитильки сигарет тревожно замелькали в фантастическом танце в темноте, затем они превратились в ручные фонарики , чертящие в черноте жизни - театральной коробки волшебные, волнующие узоры… А вот простые пододеяльники, надетые на себя актерами, вдруг превратились в паруса, словно ожили наши ночные страхи и сны, эти паруса то танцевали на сцене, то замирали, то сплетались в объятиях, то отправлялись в одиночный полет. Театральная реальность «Фарсов» соткана из самых простых вещей: герой, лишенный ходулей, готов танцевать-летать по сцене на ведрах, привязанных к башмакам, чем не попытка полета в поисках ветра?.. У Оксаны Базилевич, единственной прима-актрисы этого «летучего» мужского театра, красавицы и одаренной актрисы, каких только причесок не бывает на голове! То это прическа из зеленого лука, бананов и морковки - партнеры с удовольствием «объедают» ее головку, потом у нее возникает прическа из прозрачных бокалов - туда можно налить шампанское, и, когда она склонит голову, выпить шампанское на лету (на ветру!), а то вдруг ее очаровательная головка превращается в музей музыкальных инструментов - дудочки, клавичшын, рожки, и герои-мужчины счастливы сыграть в этом оркестре!..

Премьера детского оперного театра «Зазеркалье» (ул. Рубинштейна, 13 - взрослые и дети, полюбите этот адрес, запомните его и повторяйте во сне!), - эта премьера также полна чудес. «История карлика Якоба» перекликается в чем-то с другим спектаклем «Зазеркалья» - «Любовным напитком» Доницетти. В той, «взрослой» истории простые человеческие чувства оказываются сильнее всяких химических снадобий и волшебных чар, «любовного бальзама», который продавал всего за три лиры волшебник-аферист. Большего тот бальзам и не стоил, потому что был поддельный, а вот сам спектакль стоил гораздо дороже, благодаря любви Неморино, которая была настоящей, - каждый помнит его божественную арию, которую он пел под серебряной долькой театральной луны…

В новом спектакле, созданном по одной из самых таинственных сказок немецкого романтика В. Гауфа «Карлик Нос», рассказана история мальчика, которого злые чары сначала превратили в белку, потом в горбатого уродливого карлика, который семь лет проспал в летаргическом сне и не был узнан собственной матерью, испытал травлю за свое уродство, расколдовал в говорящей гусыне принцессу Мими и с ее помощью снял с себя страшное заклятье… За этими фантастическими превращениями стоял смертельный поединок Великого Волшебника Виттенброка со страшной Феей Крейтервейс. В борьбе за живую человеческую душу участвовали Владыки четырех стихий - Воды, Огня, Земли и Воздуха. Театр не поскупился на чудеса, «волшебные» декорации и костюмы, пиротехнические эффекты, но победило в результате не могущество Волшебников и потусторонних сил. Как написано режиссером Александром Петровым, сочинившим этот спектакль: «Побеждает любовь, ибо нет во Вселенной силы, сравнимой с ней». Эти слова в театральной программке могли бы остаться лишь красивой декорацией, если бы все карты и правда счастливо не легли в этом спектакле, и театральный «любовный напиток», где «слиты» талантливая музыка, вдохновенная и азартная игра актеров, декорации и костюмы, в которых, кажется, перемешались все краски мира, не дал бы такого замечательного художественного результата.

Будем держаться на сыром питерском ветру, разумеется, «овладения, - по Ленину, - всеми знаниями, которые выработало человечество», в том числе и компьютерными. Но, отвлекшись от радиационных экранов дисплеев, не забудем про театральную реальность, которая приподнимает нас над жизнью на метр, а временами и гораздо выше.

Ольга СКОРОЧКИНА,
«Невское время», № 209(1612) 15 ноября 1997 г.